Прохорову не удалось отменить результаты выборов через суд

Бывший кандидат в президенты Михаил Прохоров одержал победу в Люблинском суде: незаконными признаны действия избирательной комиссии № 1359. Это не повод для пересмотра итогов выборов, решил суд
А.Махонин/ Ведомости

Михаил Прохоров добивался признания незаконными действий УИК района Люблино № 1359 и недействительными результатов голосования. На этом участке 57 человек голосовали по списку, в котором числились обитатели квартир с 1-й по 194-ю дома № 14 по Кубанской улице. Но в этом доме всего 52 квартиры, и сведения о жильцах были помещены в другом списке. Этот факт подтвержден и в решении суда, которое представители Прохорова получили на этой неделе (есть у «Ведомостей»).

Суд констатировал, что при составлении участковой комиссией списков избирателей закон был нарушен. Но наличие 57 голосов избирателей, учтенных при подсчете голосов за каждого кандидата, не повлияло на итоги выборов президента на участке, где 600 человек проголосовали за Владимира Путина, 205 – за Геннадия Зюганова, 179 – за Прохорова, 93 – за Владимира Жириновского и 55 – за Сергея Миронова. Нарушение отдельных избирательных процедур, если это не повлекло серьезных неустранимых нарушений избирательных прав граждан, не может рассматриваться как повод для отмены результатов выборов, объяснил суд.

Это пока единственный случай, когда суд хотя бы частично признал справедливость жалобы на нарушения на выборах. Обжаловать ли вердикт, в штабе Прохорова пока не решили, говорит его сотрудник, но перспектива есть: суд противоречит сам себе – 57 человек со стороны проголосовало, а на результаты волеизъявления это не повлияло.

Штаб Прохорова возбудил более 40 дел о нарушениях на выборах, получено уже много отказов, но Прохоров обещает дойти до Верховного суда.

Иски можно разделить на группы по типам нарушений. Самое распространенное – расхождения данных в копиях протоколов, выданных наблюдателям после подсчета голосов, с данными, которые введены в ГАС «Выборы». По информации объединенной системы сбора и обработки отчетов наблюдателей на выборах 4 марта «Сводный протокол», зафиксировано 260 участков с такими нарушениями, все расхождения – в пользу Путина. Заявителями представлены протоколы неустановленной формы, они не имеют доказательной силы, говорится, например, в решении суда г. Железнодорожного (участок № 518) по иску Прохорова. На этом участке, утверждается в иске, в ГАС «Выборы» у Путина стало на 90 голосов больше, у остальных – на 70 голосов меньше, а число утраченных бюллетеней обнулилось.

Суд счел выданные наблюдателям копии протоколов ненадлежащим доказательством: нет адреса избирательного участка, отсутствуют подписи членов УИК.

Не усмотрели суды нарушения и в массовом голосовании избирателей по дополнительным спискам. В день выборов предприятия, решившие, что у них непрерывный цикл производства, организовывали коллективное голосование сотрудников на ближайших участках. Таких избирателей должны вычеркнуть из списков по месту жительства, но открепительные удостоверения они получать не должны. На участке № 4004, созданном на Ленинградском вокзале, по таким спискам голосовали сотрудники РЖД. Как обнаружил наблюдатель Прохорова, многие из них имели еще и открепительные удостоверения. Ему удалось добиться изъятия открепительных, но не пересмотра итогов голосования. «Каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих, что нарушение правил составления списков избирателей и порядка голосования не позволило выявить действительную волю избирателей, суду не представлено», – пишет судья Мещанского суда Юлия Мордвина. А по мнению Никулинского суда, не повод для пересмотра результатов выборов решение УИК № 3372, сформированной в горбольнице № 32 и разрешившей избирателям голосовать по ксерокопиям паспортов в их историях болезни. Невозможно установить, было ли голосование по ксерокопиям и если да, то сколько людей проголосовало, объяснил суд.

Суды категорически отказываются пересматривать итоги голосования, даже если факт нарушения очевиден, сетует эксперт «Голоса» Андрей Бузин: отмена результатов выборов даже на одном-единственном участке приведет к изменению протоколов по всей цепочке вплоть до общефедерального. Последняя кампания проходила с таким количеством фальсификаций, что, по всей видимости, власти опасаются цепной реакции.

Член Центризбиркома Елена Дубровина советует участникам таких процессов направлять копии решений в Центризбирком: «Факты нарушений, особенно если они установлены судом, должны стать предметом разбирательства и не должны оставаться без реагирования». Как минимум нарушителей не должны больше привлекать к работе в избиркомах, считает она: были прецеденты, когда председателей комиссии привлекали к административной ответственности за выдачу копий протоколов, оформленных с нарушениями.

Секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов напоминает, что ЦИК всегда по итогам выборов анализирует избирательную практику и вносит предложения по корректировке законодательства в Госдуму: если в этой сфере выявляются пробелы и несправедливости, они должны быть исправлены.