Политика
Бесплатный
Дмитрий Казьмин| Екатерина Соболь|Олег Сальманов
Статья опубликована в № 3186 от 12.09.2012 под заголовком: Интернет и самолеты

ФАС назвала интернет и самолеты целями для проверок

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выбрала «темой года» проверку двух рынков – авиаперевозок и доступа в интернет. Цель в первом случае – добиться снижения цен на внутренних рейсах, во втором – приблизить российские условия к московским
М.Стулов / Ведомости

Приоритетами для ФАС будут рынки доступа в интернет и авиаперевозок, заявил замруководителя службы Анатолий Голомолзин (цитаты по «Интерфаксу»). Служба не впервые выбирает так называемую тему года (см. врез). Есть подобная привычка и у других контролеров, например, так работала налоговая служба.

ФАС собирается сконцентрироваться на внутренних рейсах, рассказывает начальник аналитического управления службы Алексей Сушкевич. По его словам, часть работы уже проделана: проанализирована ситуация с доступностью заправки «к крылу» в 240 аэропортах, подготовлены и утверждены правила недискриминационного доступа к услугам аэропортов. Сейчас цены на внутренние рейсы часто выше, чем на международные. Например, билет на рейс из Москвы во Владивосток и обратно на сентябрь стоит у «Трансаэро» 50  00 руб., а до Майами и обратно – 30 397 руб. (на те же даты).

За прошедший год ФАС отчиталась о нескольких расследованиях по перевозчикам. Например, управление службы по Хабаровскому краю признало «Владивосток авиа» виновной в незаконном применении топливной надбавки и оштрафовало на 10,5 млн руб. На 1,3 млн руб. за необоснованное завышение цен на билеты на рейсы из Новокузнецка и Кемерова в Москву была оштрафована «Сибирь». В июле же – на 26 млн руб. – «Ютэйр» и «Ямал», которые установили в периоды наибольшего спроса почти одинаковые цены на перелеты из Тюмени в Сочи и обратно.

Сотрудник крупной авиакомпании считает, что зачастую претензии – результат незнания специфики авиаотрасли: «Изменение тарифов в зависимости от конъюнктуры рынка, роста цен на топливо и спроса в высокий сезон – основа бизнеса перевозчиков». В низкий сезон компания может распродавать билеты и летать в убыток, компенсируя потери в высокий сезон, утверждает он. Для снижения стоимости перевозок государству лучше сконцентрироваться на изменении законодательства и нормативов, считает собеседник «Ведомостей»: отменить НДС на внутренних рейсах и заградительные пошлины на ввоз иностранных самолетов, регулировать цены на топливо в аэропортах и их услуги.

Что касается доступа в интернет, то, по словам Голомолзина, ФАС планирует добиться снижения цен в регионах: «Устранить цифровое неравенство между отдаленными и центральными регионами, крупными и небольшими городами». У службы есть предложения по лицензированию, условиям взаимодействия операторов фиксированной и сотовой связи, правилам недискриминационного доступа, изменению условий прохождения трафика и построению сетей, рассказал он.

ФАС считает идеальной ситуацию с доступом к интернету в Москве, говорит Сушкевич: конкурируют семь провайдеров, причем как внутри одной технологии, так и в разных. По данным исследования «Яндекса», в 2011 г. самый дешевый интернет был в Москве и Санкт-Петербурге (31 руб. за Мбит/с в месяц), наиболее дорогой – в Дальневосточном округе (507 руб.) при средних по России 145 руб.

ФАС уже интересовалась ценами на интернет-доступ: в 2009 г. она проверила действия 27 крупнейших магистральных операторов, чтобы узнать, как цена межоператорского трафика влияет на конечные ставки провайдеров. В марте 2010 г. служба возбудила дела по монопольно высоким ценам против региональных «дочек» «Связьинвеста», которые сейчас входят в «Ростелеком». Дело кончилось введением «социальных тарифов». Высокие цены на Дальнем Востоке объясняются большими расстояниями и низкой плотностью населения, говорили тогда представители «Связьинвеста».

Если считать не в расчете на Мбит/с, а просто посмотреть на стоимость доступа, то почти везде его можно получить за 500 руб. в месяц, говорит аналитик AC&M-Consulting Александр Шатиков. Высоких административных барьеров для входа на региональные рынки нет, считает он. Конкуренция нескольких операторов возможна только в крупных регионах с высокой плотностью населения, объясняет Шатиков: в других же крупные игроки покупают сети.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать