МВД согласно возбуждать экономические дела только при наличии потерпевшего и по заявлению

Следователи МВД предложили свой вариант выделения уголовных составов из корпоративных споров. Они согласны возбуждать экономические дела только при наличии потерпевшего и по заявлению, но предлагают расширить возможности доследственной проверки
А. Махонин/ Ведомости

В следственном департаменте МВД подготовили свой вариант поправок в уголовное законодательство по экономическим статьям (есть в распоряжении редакции) – в ответ на поручение президента Владимира Путина. Исключить возможности решения хозяйственных споров при помощи уголовного преследования он поручил своим указом в мае, а идея была высказана в его январской статье в «Ведомостях».

Поправки не касаются Уголовного кодекса – только Уголовно-процессуального: в нем появляется отдельная глава о расследовании и рассмотрении в суде экономических преступлений. В ней сосредоточены как уже принятые нормы, например о заключении под стражу по экономическим делам, так и все новые предложения.

Значительные изменения касаются доследственных проверок. Срок их проведения по экономическим делам увеличивается до 30 дней (сейчас – 3) с продлением до 60 (сейчас можно продлить сначала до 10, потом до 30 дней). Увеличиваются и полномочия проверяющих следователей: им разрешают допросы, выемки документов и экспертизы.

Поправки расширяют основания для отказа в возбуждении дел за счет причин, по которым сейчас можно только прекратить дело, например внесение подозреваемым пятикратной суммы причиненного ущерба. Дела по преступлениям, перечисленным в главе 23 Уголовного кодекса (злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп), поправки разрешают возбуждать только по заявлению потерпевшего – гендиректора компании или ее владельцев с долей не менее 25%. Наконец, предлагается исключить возбуждение уголовных дел по экономическим статьям в отношении неизвестных лиц, т.е. по факту совершения преступления. Сейчас это распространенная практика: например, четыре из пяти дел против банкира Матвея Урина были возбуждены по факту.

Все так называемые заказные дела возбуждаются «без лиц», т.е. нет ни обвиняемого, ни подозреваемых, объясняет замначальника отдела по делам о преступлениях в сфере экономики следственного департамента МВД Павел Сычев: отдельным коррупционерам не нравится, что лицо, против которого возбуждено уголовное дело, имеет право в суде опротестовать факт возбуждения. А увеличение сроков и возможностей доследственной проверки необходимо, чтобы не возбуждать дел по необоснованным заявлениям, говорит Сычев.

Для примера Сычев приводит ситуацию, когда банк просит возбудить дело о незаконном получении кредита.

Чтобы разобраться в его заявлении, требуется провести экспертизу документов, представленных для получения кредита, допросить лиц, заключавших договор.

По словам Сычева, поправки пока не внесены на межведомственное согласование: «Идет доработка отдельных норм. Например, обсуждается вопрос введения заявительного порядка возбуждения дел по всем экономическим статьям, а не только из главы 23». К таковым относятся и дела по статье 159 (мошенничество), если они носят экономический характер. В Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции МВД пока не видели законопроекта, говорит его представитель.

Свой вариант поправок уже представило Минэкономразвития: на заявительный порядок возбуждения дел предлагается перевести наиболее популярные экономические статьи, в том числе статью 159, следователи будут обязаны копировать информацию с изъятых серверов, вводится ответственность за незаконные действия должностных лиц, проводящих предварительное расследование.

Партнер юридической компании «Налоговик» Роман Терехин согласен, что следует увеличить сроки доследственной проверки: провести ее по экономическим делам за три дня невозможно. А вот разрешать допросы и выемки до возбуждения дела опасно, считает он: «Алкоголик пишет заявление, его проверяют, и у твоего заказчика изымают оригиналы документов, а директора допрашивают».

Сычев не считает, что новые полномочия приведут к многочисленным злоупотреблением: выемку до возбуждения дела оперативники могут провести и сейчас под видом обследования, нужно только постановление уполномоченного лица.

Председатель партнерства «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева говорит, что оздоровить ситуацию могут предложения о возбуждении дел только в отношении конкретного подозреваемого, это позволит как минимум обращаться с протестом в суд. Она предлагает также обязать следователей находить реальных потерпевших – сейчас такого зачастую не происходит или их роль играют непонятные люди. Расширение полномочий следователей при доследственной проверке не приведет к снижению коррупции, уверена Яковлева, наоборот, нужно их урезать, запретив обходные маневры вроде обследования по распоряжению начальника.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)