Новая цель правительства - ежегодный рост экономики на 5-6% в течение 10 лет

Экономическая часть послания президента включила заявления про "деофшоризацию", налоговый маневр, поддержку "креативного класса" и длинные деньги на развитие
С.Портер / Ведомости

Об ускорении

Интересы развития России требуют новых темпов роста, подчеркнул Путин. Согласно прогнозу ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), темпы роста российского ВВП не превысят 3% в год до 2030 г. Прогноз Минэкономразвития немного оптимистичнее - от 4,1% до 5,4% до 2030 г. в зависимости от темпа реформ. В 2013 г. министерство ожидает рост экономики лишь на 3,6% после 3,5% в 2012 г. "Я прекрасно отдаю себе отчет о тех реалиях, в которых мы живем", – признал Путин, призывая все равно стремиться к выполнению новых задач.

Достичь предыдущей экономической цели - удвоить ВВП - помешал лишь глобальный экономический кризис, объяснил президент: "Мы практически вплотную приблизились к этой планке". Сейчас резервы сырьевой модели роста исчерпаны, напомнил Путин, но рост экономики не может ограничиваться 4% в год. Ускориться, по мнению президента, поможет улучшение предпринимательского климата – вхождение в двадцатку лучших стран рейтинга Всемирного банка Doing business даст дополнительно 2-2,5% в год.

В своих первых президентских указах Путин поручил обеспечить 20-е место в этом рейтинге к 2018 г. В 2012 г. Россия поднялась со 120-го места на 112-е, то есть за оставшиеся семь лет позиция Россия должна будет подниматься в рейтинге практически вдвое быстрее – на 15 строк ежегодно.

"В центре новой модели роста должны быть экономическая свобода, частная собственность и конкуренция, современная рыночная экономика, а не государственный капитализм", – призвал Путин, поручив "обеспечить эффективные гарантии защиты собственности и выполнения договоров, сделать привлекательной российскую юрисдикцию".

О "деофшоризации экономики"

Чтобы стимулировать приток капитала в Россию, Путин поручил правительству подготовить предложения по "деофшоризации экономики". При этом под деофшоризацией, как следует из его речи, президент имел в виду перевод бизнеса и капитала из зарубежных юрисдикций в Россию.

"Притчей во языцех стал офшорный характер российской экономики. Эксперты называют такое явление бегством от юрисдикции", - сказал он. По некоторым оценкам, продолжил Путин, девять из десяти существенных сделок, заключенных крупными российскими компаниями, включая компании с госучастием, не регулируются отечественными законами.

Путин считает, что государство должно "показать пример использования отечественной юрисдикции, выбирая именно российские площадки для размещения государственных ресурсов для приватизационных сделок". Сейчас компании предпочитают зарубежные площадки. В I квартале Москва и Лондон были примерно равны, говорил "Ведомостям" руководитель подразделения по продаже акций в России и СНГ Deutsche Bank Евгений Монахов, но потом случился перелом: уже по итогам полугодия доля зарубежных бирж в торгах бумагами российских компаний, по данным НАУФОР, выросла до 45% с примерно 25% в 2011 г. К концу года она превысит 50% за счет вторичного размещения Сбербанка, прогнозировал предправления НАУФОР Алексей Тимофеев. Лишь 2% недавнего IPO "Мегафона" размещено в России.

Бороться с оттоком капитала нужно кнутом и пряником, следует из речи Путина: создавать стимулы для работы компаний в российской юрисдикции и противодействовать налоговой минимизации с помощью офшоров. В частности, Путин поручил подписывать с офшорными юрисдикциями соглашения о раскрытии информации, как делают другие страны. Сейчас у России нет таких соглашений, но чиновники Минфина уже допускали возможность заключения договоров с офшорами.

Пряник – развитие законодательства: "[...] если при выборе юрисдикции вопрос решается в пользу чужого законодательства, нужно, конечно, признать, что нужно исправлять свои собственные недоработки в судебной системе, в нормотворчестве, в практике применения законов. Лишь честно признав это, можно кардинально изменить ситуацию", - сказал Путин. В частности, нужно "отказаться от презумпции виновности бизнеса, от обвинительного уклона в правоохранительной и судебной практике", "исключить из системы права все зацепки, которые позволяют превращать хозяйственный спор в сведение счетов при помощи заказных уголовных дел», «развивать третейское судопроизводство», "обеспечить эффективное выполнение гарантий защиты собственности и принятых договоренностей, то есть сделать привлекательной российскую юрисдикцию".

В октябре председатель Госдумы Сергей Нарышкин уже поручил подготовить предложения по повышению конкурентоспособности российского законодательства.

Ранее председатель комитета партнеров адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Дмитрий Афанасьев говорил, что по российскому праву заключается лишь 10% сделок большинства крупных и средних российских компаний. Вот что показал опрос компаний и консультантов, проведенный бюро: отечественное право неудобно для структурирования сделок, объяснили 67% респондентов, 62% не доверяют судам, 48% рассчитывают сэкономить на налогах, 14% — скрыть бенефициаров.

О налоговом маневре

Путин отметил, что "нужно стимулировать инвестиции и развитие, перенося фискальный акцент на потребление, включая акцизные товары и дорогую недвижимость".

Он напомнил, что налоговые изменения связаны и с развитием регионов и муниципалитетов: на муниципальный уровень будет передана основная масса налогов от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов; отменяются многие федеральные льготы по налогу на имущество и земли юрлиц; льгот лишаются инфраструктурные монополии. При этом не все монополии "готовы начать платить новые средства, потому что мы тогда можем их напрочь лишить инвестиционных возможностей", признал Путин. "Мы с вами договаривались раньше, что предусмотрим мягкий переходный период и компенсации для этих компаний [...] С кондачка такие решения не принимаются, но двигаться в этом направлении, конечно, нужно, и мы будем это делать", - заявил он.

Еще один элемент повышения экономической самостоятельности регионов - право перейти к налогообложению недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости с 2014 г., сказал Путин. А для поддержки экономического роста в Забайкалье и в дальневосточных регионах правительство до конца I квартала 2013 г. должно детально проработать стимулирующие меры, включая налоговые каникулы для стартапов.

Довольно подробно Путин остановился на налогообложении граждан. Он по-прежнему выступает против замены плоской шкалы подоходного налога на прогрессивную: "Прогрессивка, как бы она внешне ни смотрелась социально справедливой, но она этой справедливости не обеспечит. Наоборот, это будет бременем для миллионов людей со средними доходами [...] Будет уход от налогов и недополучение в бюджет, в казну соответствующих объемов денег от этого налога". "Но вот что можно делать, что считаю нужно делать и что справедливо, – так это облагать так называемое престижное, демонстративное потребление дополнительными налогами", – сказал он.

Президент напомнил правительству, что необходимо "уже в первой половине 2013 г. реализовать принятые принципиальные решения по так называемому налогу на роскошь, включая элитную недвижимость и, как бы тяжело ни было, дорогие автомобили, пускай даже новые".

Запустить налог на роскошь с 2013 г. чиновники уже не успели – для этого нужно было принять все необходимые поправки в Налоговый кодекс до 1 декабря. Хотя еще летом Минфин внес поправки в правительство. По ним с 2013 г. для автомобилей с двигателем от 410 л. с. и выпущенных после 2001 г. ставка повышается с 15 до 300 руб. за каждую силу, для мотоциклов и мотороллеров от 150 л. с. — с 5 до 25 руб. Налог планировали увеличить и на водные транспортные средства: для катеров и яхт свыше 300 л. с. — с 20 до 100 руб. и с 40 до 200 руб. соответственно, для гидроциклов свыше 150 л. с. — с 50 до 250 руб. Фактические ставки могли быть еще выше: у регионов есть право повышать их в 10 раз.

Вслед за транспортным налогом правительство планировало повысить и налог на дорогую недвижимость – это предусмотрено основными направлениями налоговой политики до 2015 г. Недвижимость стоимостью до 100 млн руб. будет облагаться налогом по ставке 0,05% от кадастровой стоимости, от 100 млн до 300 млн руб. – по 0,1%, свыше 300 млн руб. – по 0,3%. Однако сроки появления налога на дорогую недвижимость непонятны, так как до сих пор нет кадастровой оценки объектов недвижимости.

О длинных деньгах на развитие

Помимо необходимости снижения барьеров для бизнеса Путин напомнил и о необходимости дешевых и длинных денег, низкой инфляции и конкурентных ставок по кредитам, обратив внимание, что этой проблемой мог бы заняться и Центробанк. Он привел в пример федрезерв и ЕЦБ, в уставах которых есть обязанность думать о рабочих местах и обеспечении темпа роста экономики.

Длинные деньги можно взять и из фонда национального благосостояния (ФНБ), напомнил президент. К концу года в ФНБ и резервном фонде наберется около 9% ВВП (сейчас 4,6% и 3,2% ВВП соответственно), привел прогнозы Путин, а значит, создана "определенная подушка безопасности". По обсуждаемому сейчас "бюджетному правилу", тратить деньги резервного фонда можно, когда в нем будет не менее 7% ВВП. По расчетам Минфина, 7% ВВП резервный фонд достигнет к 2017 г., а 5% — уже по итогам 2014 г., если цены на нефть останутся, как в бюджете, подсчитал руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

Но Путин предлагает не ждать и уже в 2013 г. использовать 100 млрд руб. из ФНБ на инфраструктурные проекты. За 10 лет предстоит удвоить объемы дорожного строительства, развивать инфраструктуру на Дальнем Востоке и в Забайкалье, перечислял президент.

О поддержке "креативного класса"

Поддержка государства традиционно была обещана и бюджетникам, которых Путин считает "креативным классом". "По содержанию своего труда, по культурным потребностям, по социальной активности они часть так называемого креативного класса", – подчеркнул президент, а по доходам они до среднего класса пока не дотягивают.

Путин еще раз напомнил, что для повышения зарплат нужно "мобилизовать все ресурсы" и не только потому, что это его предвыборные обещания. Это позволит повысить качество медицинского обслуживания и образования, а также расширит прослойку среднего класса и активного гражданского общества, считает он. Оклады преподавателей вузов и врачей по указу Путина должны превышать средний уровень в регионе вдвое, правда, только к 2018 г. Пока обещания радикального роста зарплат "бюджетников" под угрозой: основная финансовая нагрузка ляжет на регионы, а в их бюджетах средств недостаточно, предупреждали эксперты ВШЭ, анализируя бюджет. По их оценкам, индексация зарплат обойдется в 152,8 млрд руб.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать