Статья опубликована в № 3252 от 14.12.2012 под заголовком: Осталось 10%

Программу по развитию Северного Кавказа профинансируют госкомпании

Правительство сократило почти в 10 раз затраты федерального бюджета на госпрограмму развития Северного Кавказа. Основная нагрузка ляжет на госкомпании
ИТАР-ТАСС

Вчера правительство одобрило проект госпрограммы развития Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) до 2025 г. С 2003 г. валовой продукт региона увеличился в пять раз до 1 трлн руб., но кардинально улучшить социально-экономическую ситуацию не удалось, признал министр регионального развития Игорь Слюняев. Безработица в два раза выше, чем в среднем по стране, – 13,7% против 6,5%; не хватает социальной инфраструктуры, особенно больниц и школ; экономические показатели хуже средних по стране.

Госпрограмма позволяет перейти «от политики стабилизации к политике развития», заявил Слюняев. Документ включает 11 подпрограмм, в том числе развития Кавминвод, горнолыжного кластера и каждого отдельного региона.

Цена программы до 2025 г. – 2,55 трлн руб. Но затраты федерального бюджета пока просчитаны только до 2020 г. – 234,9 млрд руб. Остальные расходы казны будут определены только после 2016 г. Внебюджетные инвестиции составляют около 90% стоимости госпрограммы, или 2,3 трлн руб. (см. инфографику и врез).

За полтора года обсуждения документа планируемые расходы федерального бюджета сократились почти в 10 раз. В первой редакции госпрограммы, которую Минрегион опубликовал в августе 2011 г., на развитие округа предлагалось потратить 3,6 трлн руб., из них 2,4 трлн руб. – из федеральной казны. В программе было свыше 8000 мероприятий, но Минфин и Минэкономразвития ее не согласовали.

Шло обсуждение масштабов программы, но принимать ее с такими параметрами правительству и не предлагалось, заявил уже после вчерашнего заседания кабинета министров вице-премьер по СКФО Александр Хлопонин: «Проще всего услышать цифру 4 трлн, испугаться и сказать, что хватит кормить Кавказ. Мы всегда говорили о том, что в экономике нужно создать условия для стимулирования [частных инвестиций]». Оптимистичный сценарий предусматривал выделение из казны 375 млрд руб. до 2020 г., рассказал он. Однако «из-за ситуации в мировой экономике и с российским бюджетом» был выбран консервативный вариант.

Вчера Хлопонин и Слюняев не стали просить дополнительных денег у премьер-министра Дмитрия Медведева. Но за них это неожиданно сделал министр образования Дмитрий Ливанов. Если не увеличить финансирование, то принятие госпрограммы не решит, а только усугубит проблему дефицита школ и дошкольных учреждений в округе, предупредил он. «Такой ситуации, как в Ингушетии и Дагестане, где школы работают по три смены, больше нет ни в одном регионе», – поддержала его вице-премьер Ольга Голодец.

Однако Медведев встал на сторону Минфина. Программу нужно утверждать в нынешнем виде, заявил министр финансов Антон Силуанов. Дополнительные расходы возможны, если в бюджете появятся дополнительные доходы, но сразу увеличивать расходы неправильно.

По мнению Силуанова, больше потратить на программу, возможно, смогут регионы – у них будет расти налогооблагаемая база благодаря частным инвестициям и новым рабочим местам.

Выделенные из федерального бюджета средства будут потрачены в основном на социальную инфраструктуру, заявил Хлопонин. Например, в Дагестане будет построено 58 школ, 64 детских сада и 66 поликлиник, рассказывает президент республики Магомедсалам Магомедов: «Все проблемы это, конечно, не решит, но позволит поправить ситуацию». Он попросил правительство найти деньги на субсидирование кредитных ставок по частным проектам в СКФО: «Такой механизм уже эффективно действует в сельском хозяйстве». Госпрограмму следует актуализировать каждый год, а ключевой целью должна стать борьба с безработицей, уверен глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров.

Выделенных из казны денег, конечно, мало – округ недавно пережил войну и нуждается в более весомой поддержке, считает партнер ФБК Игорь Николаев, но Минфин не может позволить раздувать расходы. С другой стороны, ситуация в СКФО типична и для других регионов – нужны бюджетные инвестиции, чтобы стимулировать частные, так как самостоятельно регионам не удастся привлечь инвесторов, рассуждает Николаев. «Регионы все нагружают и нагружают дополнительными обязательствами, при этом финансовых источников не дают», – резюмирует он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать