Путин отложил введение платы за проезд грузовиков почти на два года

Против инициативы Минтранса активно выступали перевозчики и Минэкономразвития
Д.Абрамов/ Ведомости

Введение платы за проезд по федеральным трассам грузовиков разрешенной массой более 12 тонн переносится почти на два года, с января 2013 г. на ноябрь 2014 г., сообщила в воскресенье пресс-служба Кремля. Изменения утвердил президент России Владимир Путин.

"Федеральным законом срок введения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, переносится с 1 января 2013 г. на 1 ноября 2014 г.", - говорится в сообщении.

С 1 января 2013 г. в России должна была начать функционировать государственная система взимания платы за пробег по федеральным автомобильным дорогам общего пользования с владельцев (пользователей) грузовиков разрешенной максимальной массой более 12 тонн. Средства (3,5 руб. за км) предполагалось направлять в федеральный дорожный фонд для финансового обеспечения дорожной деятельности.

Концепцию разработал Минтранс, но она сразу подверглась критике со стороны перевозчиков и Минэкономразвития.

МЭР выдвинуло сразу два принципиальных возражения.

Министерство указало, что Минтранс рассчитал ставку оплаты из допущения, что грузовики должны полностью компенсировать вред, который наносят дорогам (58,5 млрд руб. в ценах 2010 г., остальное компенсируют акцизы на топливо), и оплатить систему взимания платы с них (8,6 млрд руб. в год). Минтранс разделил эту сумму на общий годовой пробег тяжелых грузовиков по федеральным трассам (по 50 000 км федеральных трасс ездят 900 тяжелых фур в сутки) и получил 3,5 руб. с километра. По оценке Минэкономразвития, только возможное искажение расчета ущерба доходит до 10%.

Во-вторых, сам подход, по которому перевозчики должны полностью возмещать ущерб дорогам, может не соответствовать интересам общества, считают в Минэкономразвития: вырастет стоимость перевозок, особенно по самым дешевым товарам. Перевозчики в сентябре оценили рост стоимости перевозок после введения покилометровой платы в 20%. Таким образом, при переносе расходов с бюджета на перевозчиков экономика может проиграть, допускают в Минэкономразвития.

В Минтрансе уверены, что позитивный эффект для экономики перевесит: вырастут поступления в дорожные фонды, будут расти налоговые поступления. При этом издержки типового перевозчика вырастут на 8%, рентабельность снизится на 0,5%, инфляционный эффект составит 0,36%, подсчитали в министерстве.

В Германии сбор с грузовиков тяжелее 12 т взимается с 2005 г., но оплате подлежит только проезд по автобанам и по 1100 км федеральных трасс, имеющих не менее четырех полос. Средний размер платы при внедрении составлял 15 евроцентов с км, предусмотрена дифференцированная тарифная сетка. По данным минтранспорта Германии, поступления за 2010 г. составили 4,48 млрд евро, все эти средства идут на развитие транспортной инфраструктуры. Для перевозчиков предусмотрены меры, смягчающие нагрузку: льготы по транспортному налогу, стимулирование покупки более экологичных грузовиков, компенсации по топливным сборам. Ежегодно эти меры обходятся бюджету страны в 600 млн евро.