Политика
Бесплатный
Алексей Никольский
Статья опубликована в № 3265 от 16.01.2013 под заголовком: С легким самолетом сложности

Минобороны определилось с приоритетами в заказах военно-транспортных самолетов

Министерство обороны определило свою политику в отношении заказа военно-транспортных самолетов, за исключением легких самолетов. Корпорация «Антонов» сохранит влияние на этот сегмент российского оружейного рынка
Российская армия финансирует, хотя и в разной степени, работы по всем трем антоновским машинам – среднему Ан-70 (сверху), стратегическому Ан-124 (в центре) и легкому Ан-140 (внизу)
AFP / Е. Cтецко /Bедомости

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

В конце декабря замминистра обороны Юрий Борисов заявил, что под руководством министра Сергея Шойгу прошло совещание о заказах новых самолетов для военно-транспортной авиации, на котором были решены все основные вопросы по закупке военно-транспортных самолетов. По словам человека из Минобороны и человека из авиапромышленности, знакомых с итогами совещания, там были приняты следующие решения по номенклатуре заказываемых ВВС России в ближайшие годы военно-транспортных самолетов. Возобновление производства новой модификации самого тяжелого военно-транспортного самолета «Руслан» Ан-124-300 было признано нецелесообразным, однако до конца 2014 г. на ульяновском заводе «Авиастар» (входит в ОАК) будет производиться ремонт, а после — модернизация имеющихся у ВВС Ан-124 в вариант Ан-124-150М.

Решение о закупке средних военно-транспортных самолетов Ан-70, который разрабатывает на деньги российских военных украинский «Антонов», будет принято после его испытаний. Будут профинансированы только сами испытания и достройка в Киеве второго летного экземпляра этого самолета (что потребует порядка $150 млн), а анонсированный летом проект сборки этого самолета в Казани на заводе КАПО пока финансироваться не будет. В прошлом году Минобороны России заплатило «Антонову».

Остается в силе и заключенный осенью контракт на постройку на «Авиастаре» до 2018 г. 39 тяжелых транспортников Ил-76МД-90А на 140 млрд руб.

Больше всего разногласий возникло по вопросу о новом легком военно-транспортном самолете. Прежняя программа разработки такого самолета Ил-112 была закрыта в 2011 г. министром обороны Анатолием Сердюковым — он решил, что много подобных самолетов не нужно, кроме того, мощность разрабатываемого двигателя ТВ7-117 не позволяла достичь требуемых характеристик. Однако недавний анализ Минобороны после прихода туда Шойгу показал, что силовые ведомства нуждаются более чем в 100 таких машин, в том числе Минобороны — в 55, ФСБ — в 26, МВД — в 10 и Роскосмос — в 10. По словам человека из ОАК, рассматривалось пять вариантов: возобновление проекта Ил-112 с российским двигателем, установка на него американского мотора Pratt & Whitney, закупка итальянского самолета С-27J и создание транспортных вариантов украинских Ан-140 и Ан-148. ОАК пришла к выводу, что следует возобновить проект Ил-112 с российским двигателем, что потребует 7 млрд руб. По мнению ОАК, покупка западных самолетов и моторов невозможна из-за законодательства США, а украинские машины имеют плохой сервис и с «Антоновым» не урегулированы вопросы интеллектуальной собственности.

Однако Шойгу не согласился с немедленным возобновлением проекта Ил-112 и предложил ОАК дополнительно проработать свое предложение. А самарскому заводу «Авиакор» (входит в холдинг «Русские машины»), где собираются Ан-140 (Минобороны уже получило три машины и заказало еще восемь), министр предложил урегулировать отношения с «Антоновым» и не отверг с порога их предложение по созданию грузового варианта Ан-140.

По словам Олега Пантелеева из агентства «Авиапорт», входящий в ОАК «Ильюшин» слишком загружен работой по Ил-76МД-90А и проектом российско-индийского самолета МТА, поэтому внимание к Ан-140 со стороны Минобороны оправданно. Сам же заказ на военно-транспортные самолеты является важнейшим способом косвенной поддержки гражданского авиапрома в условиях ВТО и должен быть увязан с планами Минпромторга по госзаказу на отечественные гражданские самолеты для госведомств, убежден Пантелеев.

Представитель Минобороны от комментариев отказался.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать