Минобороны купит для VIP-перевозок вертолеты на $100 млн

Министерство обороны запланировало закупку семи итальянских вертолетов AW139 российской сборки на сумму не менее $100 млн для VIP-перевозок

Сборка идет. 7

млрд руб. Такова примерная стоимость контракта на сборку в России 359 итальянских бронемашин Iveco LMV, который в 2011 г. заключило Минобороны. Первые 58 машин собраны, ожидаются поставки еще 301, а дальнейшие поставки зависят от итогов новых испытаний

На сайте Федерального агентства по поставкам вооружений (Рособоронпоставка) на прошлой неделе был опубликован план-график на 2013 г. по размещению заказов по открытым (несекретным) позициям номенклатуры вооружений и военной техники. Среди прочего в плане содержится лот 242, который предусматривает проведение в феврале тендера на поставку семи вертолетов типа AW139 c поставкой в ноябре за 630 млн руб. Вертолеты этого типа разработки итальянской компании AgustaWestland собираются из импортных комплектующих на расположенном в подмосковном Томилине совместном предприятии «Хеливерт», учрежденном компанией «Вертолеты России» (подконтрольна «Ростеху») и AgustaWestland. В начале января «Вертолеты России» распространили пресс-релиз, из которого следует, что первый вертолет AW139 российской сборки совершил полет в декабре прошлого года.

Представитель «Вертолетов России» от комментариев воздержался. По словам менеджера предприятия авиационной промышленности, стоимость AW139 российской сборки будет в пределах $15–20 млн за единицу – таким образом, шесть вертолетов будут стоить около $100 млн.

В России сейчас создается вертолет близкой к AW139 размерности – Ка-62, первый полет которого намечен на конец весны – начало лета 2013 г., а производство разворачивается на заводе «Прогресс» в Арсеньеве Приморского края. Летом гендиректор «Вертолетов России» Дмитрий Петров в интервью «Ведомостям» сообщил, что внутренней конкуренции Ка-62 и AW139 не будет. Их планируется поставлять разным потребителям, при этом покупателями AW139 будут, в частности, те перевозчики, которым эта машина нужна для VIP-перевозок. Между тем, как сообщил «Ведомостям» чиновник, близкий к Минобороны, первым заказчиком Ка-62 также является Министерство обороны России. Однако если Ка-62 будет привлекаться преимущественно для перевозок военнослужащих и грузов в ситуациях, когда использование более грузоподъемного вертолета – Ми-8 экономически нецелесообразно, то у AW139 главной задачей будут VIP-перевозки руководящего состава, для которых сейчас также используются вертолеты Ми-8, говорит собеседник «Ведомостей».

По словам редактора журнала Moscow Defense Brief Михаила Барабанова, в качестве «генераловоза» AW139 будет явно предпочтительнее Ми-8 – при сборке в России его стоимость будет относительно низкой, а стоимость эксплуатации может быть значительно ниже, чем у Ми-8. При этом технических рисков у AW139 меньше, чем у Ка-62, который еще не совершил первого полета, отмечает эксперт.

В интервью субботней телепрограмме «Вести недели» министр обороны Сергей Шойгу заявил, что «если потребуется покупать [военную технику] за рубежом, то будем покупать, но в том случае, если иссякнут все силы и надежды на нашу промышленность». Закупка собираемых в режиме отверточной сборки итальянских вертолетов не противоречит курсу министра, говорит чиновник, близкий к Минобороны, ведь они собираются в России.