Социолог "Левада-центра": Манипулирование запретом на усыновление не помогло властям

"Антимагнитский закон" не отвлек население от проблемы коррупции и его поддержка далеко не так единодушна, как пытаются представить чиновники, считает Татьяна Ворожейкина
Д. Абрамов/ Ведомости

Опрос "Левада-центра" об отношении к "антимагнитскому закону" резко выделил на общем фоне Москву: одобряют его 37% жителей столицы, а 50% относятся к нему отрицательно. Об этом пишет специалист "Левада-центра" Татьяна Ворожейкина, анализируя подробные результаты опроса, который проводился 18-21 января среди 1600 человек по стандартной общероссийской выборке. В целом по выборке скорее одобряют закон 50%, а плохо к нему относится 31% опрошенных. Даже такой расклад показывает, что поддержка запрета на усыновление российских сирот в США "вовсе не так однозначна и безусловна", как стремится представить власть, подчеркивает социолог.

Ворожейкина также напоминает, что "в ходе подобных манипуляций данными опросов общественного мнения" распределение мнений "сильнейшим образом зависит от характера постановки вопроса и учета степени информированности населения о самой проблеме". Она говорит, что постановка вопросов может подтолкнуть респондента к определенному оценочному выбору ответа.

Ворожейкина отмечает, что обсуждение этого запрета углубило в обществе раскол, который обозначился в 2012 г. Речь идет о расколе среди наиболее "продвинутых" слоев общества - по уровню образования и доходов, а также по месту проживания - и более "традиционалистских", которые поддерживают власти в этом вопросе и соглашаются с озвученными мотивами. Особенно несогласие характерно для Москвы, но и консервативное большинство не имеет устойчиво консолидированного характера, считает Ворожейкина. В целом недоверие к власти, связанное с различными аспектами принятия "антимагнитского закона", охватывает от 25 до 40% опрошенных, показывает расклад мнений по ряду вопросов.

Сотрудник "Левада-центра" считает, что "антимагнитский закон" был "одной из репрессивных политических акций", направленных на формирование консервативного провластного большинства среди населения. Вторая цель закона - переключить внимание общества с коррупции на другие темы.

По мнению Ворожейкиной, итоги опроса показывают, что все же нельзя признать успешным "очевидное стремление отвлечь внимание общества от коррупции в российских властных структурах" с помощью "антимагнитского закона". 40% респондентов считают, что попытки связать этот закон с заботой о российских детях - это "демагогия и циничная манипуляция общественным мнением", отмечает она. 35% опрошенных считают реальным мотивом принятия "антимагнитского закона" стремление защитить интересы российских коррупционеров и оградить их от санкций по акту Магнитского, завязав торг с Вашингтоном. И при том что 37% населения считают запрет на усыновление в США адекватным ответом на акт Магнитского, 25% придерживаются противоположного мнения, отмечает социолог. Наконец, несмотря на "усилия государственной пропаганды" и "нагнетание антиамериканских настроений", 54% населения считают, что акт Магнитского направлен прежде всего против коррупции и нарушений прав человека российскими чиновниками.

Опрос также показал, что большинство населения не верит, что государство способно решить проблему сиротства. Только 9% россиян считают, что больным сиротам будет лучше в российских государственных домах и интернатах. Наконец, отмечает Ворожейкина, антиамериканские настроения не всеобъемлющи и не безусловны, хотя достаточно широко распространены. Так, 16% верят в неблаговидные или даже преступные намерения американцев, "о которых постоянно говорили депутаты Государственной думы и провластные СМИ", пишет она, тогда как 17% верят в гуманные мотивы усыновителей из США.