Путину не удалось выполнить значительную часть предвыборных обещаний

Morgan Stanley проверил, как исполняются предвыборные обещания Владимира Путина. Оказалось, ни шатко ни валко: так 6%-ного роста не добиться
Владимир Путин/ М. Стулов/ Ведомости

Спустя год после переизбрания Владимира Путина президентом Morgan Stanley провел ревизию исполнения его предвыборных обещаний. Президент заявил амбициозную программу экономических реформ, напоминают аналитики Morgan Stanley Джейкоб Нелл и Алина Слюсарчук: сбалансированный бюджет и низкая инфляция, повышение конкурентоспособности и инвестиций, создание «высокотехнологичных рабочих мест» – все, чтобы обеспечить экономике рост на 5–6%. В четырех из 12 сфер ход реформ получил оценку «хорошо», в шести – «средне» и в двух – «плохо» (см. таблицу на стр. 04).

В сентябре была представлена амбициозная программа приватизации – на $10–15 млрд ежегодно, однако пока национализация происходит быстрее ($40 млрд стоила государству покупка «Роснефтью» ТНК-ВР). И некоторые советники президента призывают еще больше увеличивать долю госсектора. Правительство и президент продолжают поддерживать приватизацию, думают авторы, однако от государства потребуются более активные продажи, прежде чем инвесторы в эту поддержку поверят.

«Первые год-два после выборов – наиболее благоприятный период для проведения реформ, в том числе непопулярных», – замечает главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров: этот период может оказаться потерянным. За год ситуация практически не изменилась, согласен он, и это ударило по отношению бизнеса к власти: бизнесу непонятно, в каких условиях предстоит работать, это сказывается и на потоках капитала, и на динамике фондового рынка, и на объемах инвестиций.

Наибольшие успехи достигнуты в макроэкономической политике, отмечают авторы исследования.

К ним аналитики Morgan Stanley относят принятие бюджетного правила и приверженность ЦБ борьбе с инфляцией, оговариваясь, что «моментом истины» станет назначение нового главы ЦБ.

В микрополитике – приватизации, инновациях, инвестклимате, административной реформе, инфраструктуре, налогообложении ТЭКа – направление реформ не столь очевидно. «Большинство инвесторов, с которыми мы встречались, ожидают, что сторонники Путина, интересы и привычки приведут к сдерживанию реформ», – пишут авторы.

Хуже всего аналитики оценили предварительные итоги пенсионной реформы и тарифную политику.

В первом случае главным минусом они считают отмену обязательной накопительной части пенсии (с 2014 г. ее тариф по умолчанию снижается с 6% до 2%). Одно из самых слабых мест России – отсутствие собственных институциональных инвесторов: это значит, что стоимость заимствований для России высока и страна зависит от зарубежных источников финансирования, сохраняя уязвимость к внешним шокам. Пенсионные накопления – самый многообещающий источник внутренних длинных денег и Россия с ее нулевым дефицитом бюджета и минимальным госдолгом вполне может себе позволить эти накопления наращивать сейчас, чтобы снизить нагрузку на бюджет в будущем, считают в Morgan Stanley.

Переменные успехи в микрополитике сочетаются с разочаровывающими результатами развития экономики: ее рост замедляется, инфляция ускоряется. Если смотреть более широко, 7%-ный рост в 1999–2008 гг. спустя всего три года сократился до 4% при исторически минимальном уровне безработицы, а оценка ЦБ текущего тренда как соответствующего потенциалу означает, что предел роста сократился до менее 3%. По мнению Morgan Stanley, диапазон роста России – от 2 до 4% и будет ли рост ближе к нижней или верхней границе диапазона, напрямую зависит от политики: сворачивания или имитации реформ либо их реализации.