Борис Титов просит сократить сроки содержания обвиняемых под стражей

Только каждое третье обращение бизнес-омбудсмена Бориса Титова к руководству судов и правоохранительных органов имело результат. Пока омбудсмену приходится полагаться лишь на добрую волю силовиков

Сегодня бизнес-омбудсмен Борис Титов и уполномоченный по правам человека при президенте Владимир Лукин выступят с совместным обращением к президенту о необходимости ограничить срок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, об этом Титов сообщил на прошлой неделе. Сейчас закон ограничивает срок содержания подследственных в сизо полутора годами, но срок содержания подсудимых нормативно никак не регламентирован. Так, во время одной из прошлогодних поездок Титов посетил Ростов, в сизо которого три бизнесмена – Евгений Муругов, Юрий Туркевич и Иосиф Кацива – находятся с апреля 2008 г., один из них тяжело болен. Вмешательство омбудсмена не помогло: после его визита суд вновь продлил арест бизнесменам.

По данным Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции», куда поступают обращения к бизнес-омбудсмену, за первые полгода его работы там получили 348 обращений от предпринимателей, большая их часть (296 обращений) – жалобы на уголовное преследование. Омбудсмен успел заступиться за 28 предпринимателей: в госорганы было направлено 50 писем, больше всего – в МВД РФ и в Генпрокуратуру.

Положительных результатов удалось добиться в 10 случаях. Так, после обращения омбудсмена Верховный суд оправдал костромского бизнесмена Дмитрия Малова (его осудили на пять с половиной лет за хищение кредита, который исправно выплачивался). Возбуждено надзорное производство по делу предпринимателей отца и сына Лущеко (признаны виновными в незаконном получении кредита). За отсутствием состава преступления были прекращены уголовные дела против руководителей агропромышленного объединения «Троицкое» в Пензенской области, а вот по жалобе канадского бизнесмена Дональда Джи Паджета, напротив, было возбуждено уголовное дело о воспрепятствовании предпринимательской деятельности по факту незаконного завладения месторождением изумрудов в Свердловской области.

Письмо омбудсмена помогло не всем. Так, в ответ на первое обращение Титова (он заступился за основателя группы компаний «Санрайз» Сергея Бобылева, указав генпрокурору Юрию Чайке на факты незаконного уголовного преследования) надзорное ведомство сообщило, что предприниматель осужден «обоснованно» и оснований для внесения представления об отмене приговора нет.

Главное препятствие, с которым приходится сталкиваться бизнес-омбудсмену, – косность и формальный подход к делу правоохранительных органов, а также ложно понимаемая «честь мундира», говорит руководитель секретариата центра «Бизнес против коррупции» Сергей Таут. Он отмечает, что пока результат обращения зависит прежде всего от доброй воли чиновников: омбудсмен может только обращаться к ним с просьбами. Ситуация изменится после того, как заработает закон об уполномоченном (он принят в первом чтении), надеется Таут: в частности, омбудсмен получит право самостоятельно обращаться в суды за защитой прав предпринимателей.