Россия согласилась исключить военных из облегченного визового режима

Ради заключения соглашения об облегчении визового режима с ЕС Россия готова отказаться от льгот для военных, сотрудников госкомпаний и посольств

Путь к отмене. 2003 г.

на саммите ЕС – Россия стороны договорились изучить условия для отмены виз в долгосрочной перспективе

2006 г.

заключено соглашение об облегчении визового режима

2007 г.

начался диалог по отмене визового режима, выделено четыре блока вопросов для диалога

2011 г.

согласован перечень совместных шагов к отмене виз

Москва согласна вывести из соглашения об облегчении визового режима с ЕС три категории обладателей служебных паспортов, сообщил вчера на брифинге в МИДе посол по особым поручениям Анвар Азимов. Работа над соглашением велась более года, но российское требование включить в него обладателей служебных паспортов поначалу не понравилось ЕС. Изменение позиции Германии привело к изменению позиции в отношении «синих паспортов» еще нескольких стран, что позволило продолжить переговоры и найти компромисс, сообщил Азимов.

В понедельник переговорщик со стороны ЕС, гендиректор Европейской комиссии по внутренним делам Стефано Мансервизи указал, что соглашения можно достичь, если уменьшить общее количество служебных паспортов за счет военнослужащих и сотрудников госкомпаний, а также распространить его только на владельцев биометрических паспортов.

Москва готова вывести из действия разрабатываемого соглашения военных (им не будут выдавать биометрические служебные паспорта), сотрудников госкомпаний и административно-технический персонал посольств, сообщил Азимов, а общее число служебных паспортов, подпадающих под новое соглашение, может составить около 15 000.

Соглашение будет распространяться на студентов, ученых, журналистов, бизнесменов, спортсменов и, по настоянию Еврокомиссии, на представителей неправительственных организаций – они смогут получать однократные визы, визы на год, два и пять лет при наличии нескольких поездок в ЕС. Из обладателей «синих паспортов» – только на федеральных и региональных госслужащих, которым виза не будет нужна. По мнению Азимова, парафировать соглашение возможно на летнем саммите Россия – ЕС. После этого документ должен быть ратифицирован в Европарламенте и в российском.

Полной отмены виз, со слов Азимова и Мансервизи, ждать скоро не стоит, «к 2014 г. вряд ли получится». По его словам, согласованные в совместных шагах к отмене виз четыре блока вопросов «очень тяжелые», а к третьему и четвертому блокам, касающимся вопросов коррупции и прав человека, можно предъявлять претензии бесконечно. Но Москва надеется, что уже к концу 2014 г. – началу 2015 г. стороны смогут выйти на отмену виз.

Обе стороны пошли на компромисс, указывает Сергей Уткин из ИМЭМО, однако упрощение весьма умеренное. Проблема не в том, чтобы выполнить предписанные ЕС меры, а в том, чтобы доказать качество российского государства: обеспечить транспарентность паспортной системы вполне возможно, гораздо сложнее убедить политический истеблишмент ЕС, что коррумпированная, в их представлении, путинская Россия смогла очистить от коррупции хотя бы такую частную область, отмечает Уткин.