Борьба с коррупцией – приоритет новых властей Китая

По восприятию самих китайцев, взяточничество в частном секторе процветает даже сильнее, чем в госструктурах
T.Ohsumi/ Bloomberg

Директор по продажам одной из компаний – поставщиков запчастей для Beijing Foton Daimler Automotive, СП немецкого автопроизводителя Daimler в Китае, близка к отчаянию. Она продает запчасти уже 20 лет, и никогда еще ей не приходилось давать взятки за заключение контрактов такому большому числу людей. «Раньше достаточно было вручить красный конверт менеджеру по закупкам, а теперь мне звонят даже рабочие с конвейера и требуют заплатить им, угрожая иначе заявить, что наша продукция бракованная», – жалуется директор, пожелавшая сохранить анонимность во избежание нежелательных последствий.

По ее словам, компания выделят ей 20 000 юаней ($3300) на подарки контрагентам во время празднования китайского Нового года по лунному календарю. В Китае существует традиция дарить на этот праздник красные конверты с деньгами, часто используемая как прикрытие для взяток. Но теперь этой суммы ей не хватает, поскольку «подарков» хотят даже рядовые сотрудники китайского предприятия Daimler. «Немцы занимают там только высшие руководящие посты, все, кто ниже — китайцы. И работают они по-китайски. Немцы про это даже не знают», - говорит директор. Компания Daimler не ответила на просьбу предоставить комментарии.

Недовольство директора по продажам разделяют многие — по их ощущениям, проблема коррупции в Китае никогда еще не стояла так остро, как сейчас, угрожая самим основам экономического развития страны. При этом проблема выходит далеко за рамки госаппарата. По данным Transparency International за 2010-2011 гг., уровень коррупции в частном секторе Китая, по восприятию граждан страны, гораздо выше, чем в госсекторе, судебной системе или полиции.

Си Цзиньпин, в четверг официально вступивший в должность председателя КНР, провозгласил антикоррупционную кампанию еще в ноябре, только став во главе Коммунистической партии Китая. Выступая с первой речью в роли лидера партии, он подчеркнул, что победа над коррупцией является его приоритетом, и обещал бороться безо всякого снисхождения с тем, что, по его мнению, может являть собой угрозу положению правящей партии.

С тех пор Пекин начал борьбу с партийными банкетами и потоком подарков, адресуемых даже самым мелким партийным чиновникам. Выступление Си Цзиньпина на последнем ежегодном Всекитайском собрании народных представителей (ВСНП) дает надежду, что ужесточение антикоррупционной риторики наконец-то перейдет в системные преобразования. «Есть признаки того, что постоянный комитет ВСНП включит принятие масштабного антикоррупционного закона в повестку дня на следующую пятилетку», - говорит Деннис Хань, один из делегатов ВСНП, систематически выступавший за принятие закона об обязательном декларировании активов чиновниками.

Лан Шен, заместитель главы законодательного комитета ВСНП, подтвердил, что законодательство в сфере борьбы с коррупцией будет одним из приоритетов работы в ближайшие несколько лет.

Многие сомневаются в искренности желания правящей партии искоренить коррупцию. Увеличение прозрачности, вероятно, обнажит коррупционные схемы в самой верхушке партийной элиты. Несколько месяцев назад Пекин очень резко отреагировал на публикации мировыми СМИ, такими как Bloomberg и New York Times, данных о размерах состояний членов семьи Си Цзиньпина и тогдашнего председателя КНР Вэнь Цзябао.

Сторонники реформ тем не менее не сдаются. Хань несколько лет подряд безуспешно пытался добиться включения вопроса об обязательном декларировании активов чиновников в повестку дня ВСНП. В этом году он сменил тактику. По его мнению, более реально дождаться включения этого требования в более широкий закон о борьбе с коррупцией.

В любом случае изменения потребуют времени. Эксперты говорят, что Китаю придется частично изменить уголовный кодекс и несколько других законов. Даже те, кто верит в будущие изменения, признают, что реальностью они могут стать не раньше чем через 10 лет.

Перевела Надежда Дмитриенко