Судьба Кипра может решиться сегодня

Сегодня Кипр должен договориться с европейскими властями и МВФ о предоставлении 10 млрд евро. В случае провала переговоров ЕЦБ лишит кипрские банки финансирования
Bloomberg

Вчера вечером президент Кипра Никос Анастасиадис улетел в Брюссель на переговоры с Еврогруппой. «Ситуация очень трудная, а сроки очень сжатые», – заявил представитель кипрского правительства Кристос Стилианидес.

Кипр должен согласовать с ЕС, ЕЦБ и МВФ меры по привлечению 5,8 млрд евро, тогда он получит помощь в размере 10 млрд евро. Если сегодня не удастся договориться, ЕЦБ прекратит финансирование кипрских банков. «К сожалению, события последних дней привели к ситуации, когда оптимальных решений не остается, – заявил еврокомиссар Олли Рен, – остаются только трудные решения».

Переговоры в Никосии продолжались до глубокой ночи в воскресенье. Очень жесткую позицию заняла представительница МВФ Делия Делкулеску, которая «каждые полчаса выдвигает новые требования», сообщил Кипрскому агентству новостей человек, знакомый с ходом переговоров (цитата по «РИА Новости»).

В субботу источник в правительстве Кипра сообщил Reuters, что Никосия достигла соглашения с тройкой кредиторов по налогу на банковские депозиты. Для вкладов от 100 000 евро в крупнейшем банке – Bank of Cyprus – планировалось ввести 20%-ный налог, в остальных – 4%-ный. Но кредиторов это не устроило. «Что если ввести налог на депозиты Bank of Cyprus, а через две недели он все равно обанкротится – с чем мы останемся?» – сказал WSJ высокопоставленный чиновник ЕС. Киприоты лишь разводят руками. «Как только удается договориться о чем-то, тройка придумывает что-то еще», – сетует кипрский чиновник.

Накануне кипрский парламент принял закон, определивший судьбу второго по размеру банка страны – Popular Bank of Cyprus (Laiki Bank). В нем будет проведена реструктуризация: «хорошие активы» Popular Bank будут переведены в Bank of Cyprus, плохие – в специальную структуру, и позже их ждет санация. По данным кипрских СМИ, директор-распорядитель МВФ Кристина Лагард дала указание своему представителю добиваться той же схемы оздоровления для Bank of Cyprus, сообщает «РИА Новости». «Это трагический день для Кипра, – говорит заместитель гендиректора Popular Bank Такис Фейдиас. – [Принятые] законы дают возможность нацбанку Кипра перевести в «плохой» фонд активы любого банка».

Канцлер Германии Ангела Меркель разочарована тем, как Кипр ведет переговоры о получении помощи. Кипр выжидает, какая из сторон моргнет первой, передал WSJ ее слова чиновник, присутствовавший на переговорах. «Мы хотим, чтобы Европа осталась единой, мы хотим стабилизировать евро, но у меня такое впечатление, что Кипр играет с огнем», – заявил лидер крупнейшей в бундестаге фракции ХДС/ХСС Фолкер Каудер.

Вчера на демонстрации в Никосии вышло несколько тысяч человек. «По европейским меркам нам надо совсем немного, почему они превращают наш случай в показательный? – возмущается Эфтиохиос Одиссеос, работающий в Cyprus Popular c 1987 г. – Во вторник мы должны выйти на работу, но мы понятия не имеем, будут ли наши рабочие места и сбережения в сохранности, когда мы войдем в банк».

По оценкам S&P, потребность рекапитализации двух крупнейших кипрских банков – 56% ВВП страны, а с учетом долга правительства, которому доступ к внешним займам перекрыт с 2011 г., – почти 100% ВВП. Это делает невозможным предоставление денег из фондов еврозоны, хотя речь всего о 17 млрд евро: если их выделить, госдолг вырастет с 84 до 184% ВВП. Другая возможная опция – списания по гособлигациям, как в Греции, но на балансе греческих банков было 12% гособлигаций, а на балансе кипрских – 87%. Еще одна возможность – списания по долгу самих банков, но на негарантированный банковский долг приходится всего 1% пассивов банковской системы, тогда как на депозиты – 57%. К Кипру были неприменимы ни греческий вариант спасения, ни ирландский (рекапитализация банков), полагают в Центре макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка.

Слишком большой банковский сектор, высокая доля депозитов нерезидентов, слишком высокий стартовый уровень госдолга и незначительный в масштабах еврозоны объем экономики говорят в пользу выбора исландского сценария (банкротство банков с передачей их обязательств и активов «чистым» банкам), заключают в ЦМИ.