Правительство может создать еще одну госкорпорацию

Правительство может начать снова создавать госкорпорации. Такую организационно-правовую форму может получить Росфинагентство

Росфинагентство, которое будет управлять госдолгом и средствами суверенных фондов, может быть создано в форме госкорпорации, следует из письма министра финансов Антона Силуанова в правительство. Документ вчера процитировало агентство «Интерфакс», а два сотрудника Минфина подтвердили его содержание. Представитель Минфина от комментариев отказался.

Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании Росфинагентства 25 января. По этой версии документа, агентство планировалось создать в виде ОАО, но против этого выступили депутаты. Они потребовали от Минфина и правительства ко второму чтению изменить организационно-правовую форму агентства.

Обсуждение с депутатами и администрацией президента показало, что ни одна из возможных форм не может быть признана идеальной, отмечает Силуанов. «В то же время усиливается поддержка подхода, при котором все отношения, связанные с рассматриваемой структурой, должны регулироваться специальным законом о Росфинагентстве, создаваемом в форме государственной корпорации», – пишет он.

Минфин не предлагает создать Росфинагентство в форме госкорпорации, в письме просто зафиксировано, что это один из рассматриваемых вариантов, но окончательного решения нет, говорят два сотрудника министерства. Какая бы форма ни была, потребуется отдельный закон о Росфинагентстве, а не поправки в Бюджетный кодекс, как планировалось до сих пор, отмечает один из чиновников. По его словам, формы ОАО не будет точно, против этого высказалась даже администрация президента.

В первом проекте закона, подготовленном в 2009 г., Минфин хотел сделать Росфинагентство именно госкорпорацией. Однако против создания новых госкорпораций высказался президент Дмитрий Медведев, он предложил преобразовать их в другие виды юрлиц. На тот момент было семь госкорпораций: «Роснано», «Олимпстрой», Фонд ЖКХ, «Ростехнологии» (сейчас «Ростех»), ВЭБ, Агентство по страхованию вкладов (АСВ), «Росатом». Только «Роснано» в 2011 г. поменяла форму на ОАО, решения о формате преобразования ВЭБа, АСВ и «Росатома» так и не были приняты, а «Олимпстрой» и Фонд ЖКХ было решено не трогать, так как они подлежали ликвидации в 2015 и 2016 гг. соответственно.

Сейчас рассматриваются все возможные формы, отмечает сотрудник Минфина: «Мяч на половине поля депутатов – мы ждем от них конкретных предложений». Председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров (фракция «Единой России») не стал отвечать на вопросы «Ведомостей». Зампредседателя комитета Оксана Дмитриева сказала, что не поддержит любую форму Росфинагентства, так как против создания этой структуры. Однако она уточнила, что выражает позицию фракции «Справедливой России».

Основная цель АО – получение прибыли, а при управлении госрезервами это недопустимо, согласен с депутатами партнер ФБК Игорь Николаев. Форма госкорпорации подходит для агентства больше, считает он, но сомневается в необходимости создания структуры: «Да, доходность от управления фондами Минфином сейчас невелика, но в данном случае важно не только преумножение резервов, но и их сохранность».

Депутаты критиковали законопроект и за слишком общие формулировки. Теперь Минфин согласен определить в законе такие цели Росфинагентства, как сохранность и рост суверенных фондов, содействие развитию экономики через участие в финансировании самоокупаемых проектов, имеющих общенациональное значение, пишет Силуанов. Кроме того, пока не сняты риски юридического преследования средств суверенных фондов, размещаемых за рубежом, признает министр. Он пообещал доработать законопроект в этой части вместе с ЦБ.