Владимир Лукин просит дать больше прав себе и региональным омбудсменам

Владимир Лукин просит дать больше прав себе и региональным омбудсменам. Он хочет выступать в судах стороной процесса, что позволено бизнес-омбудсмену

Все больше защитников. 67

региональных омбудсменов защищали права граждан в республиках и областях до встречи Лукина с Путиным в августе 2012 г. С того времени их число увеличилось до 74

Поправки в закон об уполномоченном по правам человека на прошлой неделе начала обсуждать рабочая группа под руководством начальника внутриполитического управления Кремля Олега Морозова. Решение о создании группы было принято еще в августе прошлого года на встрече президента Владимира Путина с региональными уполномоченными. В нее, помимо самого Лукина и сотрудников его аппарата, вошел замсекретаря Общественной палаты Владислав Гриб и региональные омбудсмены.

Федеральный конституционный закон об уполномоченном был принят в 1997 г. и многое в нем морально устарело, полагает Лукин. По его словам, один из ключевых вопросов – статус региональных омбудсменов. Сейчас в законе указано, что регионы по своему усмотрению могут принимать решение о наличии или отсутствии этого института, но он развивается, поэтому необходим рамочный закон, который бы установил такую необходимость для всех и обеспечил омбудсменов независимостью от любых органов власти, а также дал право взаимодействовать не только с региональными структурами, но и с федеральными ведомствами на местах (например, МВД), подчеркивает он. Лукин приводит в пример ситуацию в Томской области – там облдума приняла поправки, благодаря которым была уволена омбудсмен с формулировкой «ненадлежащее исполнение своих обязанностей».

В то же время в рассматриваемом Госдумой законопроекте об уполномоченном по правам предпринимателей вопросы назначения и отставки региональных омбудсменов должны согласовываться с федеральным бизнес-омбудсменом, отмечает Гриб.

Еще одна проблема, на которую указывает Лукин, – это участие омбудсмена (как федерального, так и регионального) в судебном процессе. Сейчас в законе говорится, что он может обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями госорганов, ходатайствовать о возбуждении административного или дисциплинарного производства, обратиться в суд или прокуратуру с просьбой о проверке вступившего в законную силу решения суда, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи и обратиться в Конституционный суд. Но это не делает уполномоченного участником судебного процесса, например истцом, нет таких прав и у региональных омбудсменов, что стоит прописать в рамочном законе, говорит Лукин.

Зато такое право – получить процессуальный статус истца и подавать иски в защиту неопределенного круга – предусматривается положением о бизнес-омбудсмене (в арбитражном процессе), поэтому, вероятно, стоит подумать о соответствующем участии омбудсмена в гражданских процессах, а региональных омбудсменов – на уровне мировых судов, отмечает Гриб. По его словам, должность уполномоченного по правам человека предусмотрена Конституцией, поэтому логично, что его полномочия могут быть столь же широкими, как и у бизнес-омбудсмена, которого к тому же наделят правом приостанавливать нормативно-правовые акты муниципалитетов.

«Я только за расширение полномочий омбудсмена по правам человека – он занимается защитой всех категорий граждан, моя компетенция даже более узкая, – говорит бизнес-омбудсмен Борис Титов, – хотя некоторым полномочиям Лукина я даже немного завидую – он, например, может настаивать на пересмотре уже принятых судебных решений».

Рабочая группа только начала свою работу, закон об уполномоченном – федеральный, поэтому необходимо тщательно проанализировать и обсудить все предложения, говорит собеседник в Кремле.