Вышел доклад о новой морали Путина

Владимир Путин на третьем сроке предложил обществу новую мораль и предпринял «равноудаление бояр», пишет в докладе близкий к Кремлю эксперт

В докладе «Год Путина: новый моноцентризм» член высшего совета «Единой России», гендиректор агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов систематизирует особенности нового курса Путина, который он называет «курс 3.0». Близкий к Кремлю политолог констатирует, что тандема более не существует, снят существовавший при Путине-премьере мораторий на отставку правительства (но задействовать этот мощный политический ресурс сейчас было бы нерационально) и установлен единый центр принятия ключевых решений. Если в начале правления Путин занимался «равноудалением олигархов», то теперь он озабочен «равноудалением бояр». Сейчас он «подчеркнуто равноудален от центров влияния, опирается на силовые структуры и правоохранительные органы», полагает политолог.

В обществе есть запрос на новое качество и эффективность власти, пишет Орлов. Ответ Путина – это «отсечение в мотивации элиты всех интересов, которые расходятся с общественными», активная и масштабная борьба с коррупцией, запрет на зарубежные счета и активы (все это Орлов называет «национализацией элиты»). У президента нет отныне «своих» и «чужих» – все в равной степени должны отвечать перед законом. Этот тезис эксперт иллюстрирует чередой обысков в органах исполнительной власти нескольких регионов, делом «Оборонсервиса», отставкой Ахмеда Билалова.

Это долгосрочная политика – новые правила должны быть еще восприняты элитой, сказал «Ведомостям» Орлов.

Равноудаление означает дисциплинирование, для этого нужны мотивации, отмечает политолог Глеб Павловский, олигархи за отказ от политической активности получили возможность быстрого обогащения. Но непонятно, что предложить нынешней верхушке, чье богатство как раз и вызывает ярость у населения, рассуждает политолог, а расчет лишь на устрашение Следственным комитетом России чреват рисками для самого Путина. Кроме того, для этого курса нужна большая поддержка со стороны общества, а новых механизмов его мобилизации пока нет. Путин явно еще в поиске решения, полагает Павловский.

Еще одна черта «курса 3.0», по мнению Орлова, – это «моральный поворот». Избиратель Путина в 2012 г. – это консервативная коалиция, которая делает запрос на возвращение к моральным ценностям как регулятору общественной жизни, таких не было со времен перестройки. Опираясь на большинство, Путин выдвигает в качестве главных ценностей триаду «Труд, Родина и Семья». Он возвращает этическую мотивацию труда (пример – восстановление звания Героя труда), вводит моду на многодетность, инициирует «национализацию элиты» – чиновникам внушается мысль, что они находятся на службе общества.

Сейчас в стране, как и в 1996 г., нет ни запроса на помпезные идеологические конструкции, ни инстанции, из которой идеология могла бы исходить и восприниматься всерьез, комментирует вывод докладчика руководитель Центра исследований идеологических процессов Института философии РАН Александр Рубцов. А сама формула откровенно лжива: в рентной экономике власть исповедует ценности не труда, а паразитарного капитала, не Родины, а сырьевого экспорта, да и с семьей беда, когда молодое поколение вынуждено краснеть за политический цинизм отцов, считает Рубцов. Такое впечатление, что словами пытаются прикрыть самые слабые точки режима, резюмирует эксперт.