Народ поверил в агентов

Власти смогли убедить население, что правозащитники не должны получать деньги из-за рубежа. Люди не видят особой пользы от некоммерческих организаций

Исследование об отношении к НКО «Левада-центр» провел 19–22 апреля, задав 1601 гражданину вопросы, предложенные «Ведомостями». Спустя 10 месяцев после внесения Александром Сидякиным в Госдуму законопроекта об иностранных агентах большинство относятся к НКО даже жестче, чем законодатель, не вводивший прямого запрета на иностранную помощь. 66% опрошенных считают, что организации, занимающиеся защитой прав граждан и критикующие власть, вообще не должны иметь права получать средства из-за рубежа (обратного мнения – 20%), 53% одобряют жесткие санкции – вплоть до ликвидации – к тем, кто живет на иностранные гранты, но не регистрируется как агент (против – 19%).

44% опрошенных стало важно, из каких средств финансируются правозащитники – отечественных или зарубежных (не волнует это 42%). Подавляющее большинство (62%) верит: финансируя российские НКО, западные страны и организации пытаются усилить влияние на нашу внутреннюю политику. Из этой группы респондентов 19% прямо говорят, что целью таких грантодателей является борьба с Россией.

Гораздо меньше людей верят версии грантодателей и самих НКО, что гранты даются для поддержки гражданского общества (7,5%) или вообще без особой цели наряду с НКО других стран по стандартным международным программам (12%.).

52% не слышали о нынешних проверках НКО, знают о них 39%. Опрошенные в основном называют политические мотивы проверок: 16% объясняют их «желанием нейтрализовать опасное влияние на общественное мнение скрытых иностранных агентов»; 12% – стремлением заткнуть рот политическим конкурентам режима; 7% – стремлением власти сформировать негативное общественное мнение об оппонентах.

В то же время 17% не видят в этих проверках ничего особенного и считают, что эта тема искусственно раздувается СМИ, а 24% верят, что власти хотят навести порядок в налоговой отчетности и финансах этих организаций, прикрывающих свои коммерческие интересы.

Акции против НКО укладываются в модели массового сознания, которые формировались десятилетиями, можно считать – с 1920-х гг., когда начали вдалбливать, что страна находится во враждебном окружении, констатирует замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин. Риторика последнего десятилетия вновь пробудила у народа ощущение, что опасные идеи приходят из-за рубежа, в том числе вместе с грантами.

Ситуация неутешительна для НКО, полагает Гражданкин: наши люди не верят в бескорыстную поддержку. Согласно тому же опросу, лишь 19% считают, что НКО в целом полезны. Большинство видят в них вред или отсутствие пользы.

Четкое отношение к НКО еще не сформировалось, это новое явление, большой пользы население еще не почувствовало, поэтому его отношение сильно зависит от СМИ и властей, констатирует председатель комиссии по делам НКО Совета при президенте по правам человека Елена Тополева-Солдунова.