Статья опубликована в № 3346 от 17.05.2013 под заголовком: Политика – все, что движется

Любая социальная помощь в России может быть приравнена к политике

Больше 50 видов деятельности НКО признаны «политическими», подсчитали эксперты «Агоры». В эту категорию могут попасть любые социально полезные сервисы, даже консультации юристов
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Протесты гражданских активистов не помешали принять репрессивный закон
М.Стулов / Ведомости

Проанализировав более 30 прокурорских предостережений и представлений в адрес НКО, вынесенных в 20 регионах страны в связи с неисполнением ими закона об иностранных агентах, в ассоциации «Агора» насчитали более 50 видов деятельности, которые ведомство Юрия Чайки рассматривает как политические. Для признания организации иностранным агентом необходимы два условия: иностранное финансирование НКО и «участие ее в политической деятельности» – расплывчатое определение, которое, с точки зрения правозащитников, нуждалось в уточнении. «Агора» даже обращалась за разъяснениями в Минюст, но получила отказ.

Теперь понимание того, что следует считать политической деятельностью, гражданское общество получает из представлений прокуратуры, выписанных по результатам массовых проверок НКО. Выясняется, что в эту категорию попадает любая социально полезная деятельность, констатирует руководитель «Агоры» Павел Чиков: от юридических консультаций участников протеста граждан в декабре 2011 г. (такой пункт есть в представлении, полученном самой «Агорой») до издания брошюры «Международное ЛГБТ-движение: от местной специфики к глобальной политике» (в этом обвиняют правозащитный ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о бок»).

Политикой считается выступление с инициативами по различным вопросам общественной жизни, внесение предложений в органы госвласти и проведение митингов. Попытки фонда «Общественный вердикт» принять участие в реформе МВД квалифицированы как «вмешательство в проводимую государством политику в сфере работы правоохранительных органов путем лоббирования своих предложений по ее изменению», а также «формирование общественного мнения о необходимости изменения проводимой органами власти правоохранительной политики». Сбор и распространение Центром развития демократии и прав человека информации о деятельности Российской Федерации в области развития демократических институтов являются, по мнению прокуроров, «элементами оценки проводимой государственной политики», а публикация этих данных «способствует формированию общественного мнения».

Политической деятельностью признана независимая антикоррупционная экспертиза законопроектов (это следует из предостережения, вынесенного «Трансперенси интернешнл-Р»). Политика – это и «распространение достоверной информации о существенных нарушениях прав человека и основных свобод, привлечение внимания общественности, государственных и международных структур к такого рода нарушениям» правозащитным центром «Мемориал»: такое действие, по убеждению прокуратуры, преследует цель «формирования мнения граждан России о негативном характере осуществляемой государством политики». Наконец, даже активное лоббирование вопросов по экологическим проблемам в органах госвласти и содействие реализации приоритетных программ, направленных на координацию и развитие российской науки, также отныне считаются политикой.

Источник, близкий к прокуратуре, говорит, что критерии отнесения той или иной деятельности к политической взяты не с потолка – они появились в том числе по итогам консультаций с несколькими учреждениями, в их числе Академия Генпрокуратуры и Центризбирком. В итоге пришли к выводу, что, когда общественная организация защищает права какого-то конкретного человека, такую деятельность следует расценивать как исключительно правозащитную. Но если НКО пытается корректировать механизмы принятия решений – через митинги, лоббирование или какими-то другими способами, – это уже политика. На деле предостережение прокуратуры не следует расценивать как факт признания организации иностранным агентом – это лишь предупреждение о том, что организация близко подошла к опасной черте.

При существующем подходе критерий политической деятельности расширен до бесконечности и утратил юридическое значение, констатирует Чиков. Под определение «иностранный агент» можно подвести любую активно действующую НКО, разве что за исключением патриотических (и только потому, что они не получают денег из-за рубежа). В этой ситуации логичным выглядит предложение Совета при президенте по правам человека вообще исключить критерий «политическая деятельность» из определения НКО, действующей в интересах иностранного агента, и считать таковой любую организацию, получающую финансирование из-за рубежа. Этот критерий более объективен, уверен Чиков.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more