Депутаты объявили войну «золотым парашютам»

Депутаты Госдумы – члены Общероссийского народного фронта предлагают ограничить «золотые парашюты» руководителей не только госкорпораций, но и госкомпаний. Потолок – 12 или 18 окладов. Администрация президента согласна
Размер выходных пособий топ-менеджерам госкомпаний будет установлен законом/ Рамиль Ситдиков/ РИА Новости

Сегодня в Госдуму будут внесены поправки в Трудовой кодекс, ограничивающие размер «золотых парашютов» для руководителей госпредприятий (есть у «Ведомостей»). Авторы – депутаты от Общероссийского народного фронта (ОНФ) член комитета по труду Валерий Трапезников, зампред комитета по экономической политике Виктор Климов и член комитета по науке Александр Богомаз. Об этом сообщили «Ведомостям» источник в ОНФ и один из соавторов поправок – Богомаз.

Именно Трапезников на конференции ОНФ задал президенту Владимиру Путину вопрос о «золотых парашютах» для госменеджеров, после чего Путин поручил правительству до 1 июля подготовить предложения о введении ограничений. Правда, касалось его поручение только госкорпораций и организаций, созданных отдельным федеральным законом (например, «Автодор»). Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объяснял тогда, что акционерным обществам невозможно приказать ограничить величину компенсаций.

Депутаты из ОНФ заранее объявили, что не будут дожидаться правительства. Действие их законопроекта распространяется на все компании, в которых государству (в том числе регионам) принадлежит более 50% акций. Они предлагают дополнить Трудовой кодекс новой статьей 279.1: компенсация руководителю госкорпорации и иной организации, созданной федеральным законом, будет ограничена 12-кратным месячным заработком, а руководителю госкомпании – 18-кратным. Минимальный размер компенсации – три зарплаты – уже установлен Трудовым кодексом.

Человек, близкий к администрации президента, говорит, что поправки с ней согласованы. В Кремле в курсе этой инициативы, подтверждает чиновник администрации. Получить комментарии представителей президента и премьер-министра вчера не удалось. Авторы законопроекта уверены, что «имели в виду то же, что президент», сказал «Ведомостям» Богомаз.

Если норма будет внесена в Трудовой кодекс, она будет действовать для ограниченного круга случаев (в данном проекте – для указанных в законе видов работодателей), говорит советник Baker and McKenzie Евгений Рейзман. Остальные компании будут руководствоваться общими нормами закона об акционерных обществах и Трудового кодекса, по которым они свободны устанавливать системы оплаты труда. Норма, ограничивающая размеры «золотых парашютов», не противоречит положениям закона об акционерных обществах, госкомпании должны будут ей подчиняться, согласен партнер White & Case Григорий Чернышов, оспорить ограничения в суде, скорее всего, не удастся.

Ограничения будут распространяться на первых лиц госкомпаний, других топ-менеджеров они не коснутся: в Трудовом кодексе есть понятие только руководителя. Авторы посчитали, что «с моральной точки зрения у топ-менеджеров «золотой парашют» не может быть большим, чем у руководителя, пояснил Богомаз. По традиции, сложившейся в России, материальное стимулирование, в том числе и «золотой парашют» менеджера, обычно не превышает пакета руководителя, подтверждает Рейзман.

ОНФ, по словам человека в его руководстве, все равно еще вернется к этой проблеме, чтобы устранить лазейки: например, можно законодательно рекомендовать руководителям госкорпораций и госкомпаний вводить во внутренних документах ограничения на «золотые парашюты» для топ-менеджеров (вариант – повышение налогов на такие выплаты).

ВТБ поддерживает данную инициативу, говорит представитель госбанка. Более того, по его словам, в банке никогда не существовало системы выплат так называемых «золотых парашютов». «Алроса» уже сейчас строго подходит к выплате компенсаций топ-менеджерам при увольнении, подчеркивает ее представитель. В 2012 г. наблюдательный совет изменил положение о вознаграждениях топ-менеджерам: теперь при увольнении они могут либо рассчитывать на сумму до годового оклада, либо не получить ничего. Решение будет принимать наблюдательный совет. Все трудовые контракты топ-менеджеров уже приведены в соответствие с новыми требованиями, подчеркивает представитель компании.

В других госкомпаниях вчера не стали комментировать намерения депутатов. «Мы думаем, как лучше и эффективнее работать, а не как лучше уволиться», – заявил представитель «Роснефти». Условия трудовых соглашений, подчеркивает он, являются коммерческой тайной. Представители «Газпрома» и Сбербанка вчера не смогли прокомментировать позицию банка.

Конкретный размер ограничений может обсуждаться, говорит миноритарный акционер Сбербанка и ВТБ Дмитрий Удалов. Но сами ограничения нужны, иначе нельзя исключать, что руководитель, уходя, может выписать себе такую компенсацию, которую компания не сможет выплатить. Кроме того, надо помнить, что вместе с руководителем, как правило, уходит и его команда, указывает Удалов.