Ливанов предложил учитывать средний балл при поступлении в вузы

По словам министра образования, учитывать можно не только результаты ЕГЭ, но и средний балл в аттестате
Максим Стулов/ Ведомости

Проходной балл для поступления в вузы может складываться не только из результатов ЕГЭ, но и по данным портфолио школьника и его средней оценки по аттестату, сообщил в понедельник на совещании с ректорами подведомственных университетов глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов. "Мы начали обсуждение изменений в правилах приема. Первый вопрос - это учитывать средний балл аттестата, прибавляя его к баллам ЕГЭ, а второй - учет внеучебных достижений абитуриентов, например творческих, в спорте и т. д., что в совокупности называется портфолио школьника, по которому также будет рассчитываться средний балл", - отметил Ливанов. Он добавил, что пока решение еще не принято, однако правила приема на 2014 г. должны быть сформулированы до сентября.

Министр пообещал также, что с 2013 г. проверки приема в вузы будут "гораздо более масштабные", чем в предыдущие годы, передает ИТАР-ТАСС. За выявленные нарушения министерство будет сокращать финансирование вуза, добавил он. По его словам, руководители вузов несут прямую ответственность за соблюдение законов при приеме студентов.

В 2013 г. начинает действовать единая информационная система, с помощью которой все данные приема в образовательные учреждения будут попадать сразу в Рособрнадзор, который дальше с ними будет работать, сказал Ливанов. Средний балл по ЕГЭ тех, кто зачислен, будет определяться именно в Рособрнадзоре, у вузов больше этот балл запрашивать не будут. По словам министра, "этот средний балл будет использоваться при принятии ряда решений, в том числе при мониторинге эффективности вузов". "Мы будем учитывать баллы как бюджетников, так и тех, кто идет на контракт", - добавил министр.

По мнению директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирины Абанкиной, об эффективности системы ЕГЭ нельзя судить однозначно. Благодаря ЕГЭ к высшему образованию получили доступ выпускники региональных и сельских школ: "Ни для кого не секрет, что в столичные вузы москвичей готовят годами, нанимая репетиторов, которые подгоняют знания под требования приемных комиссий, - сетует Абанкина. - Благодаря ЕГЭ в 2010 г. только в Москве доля поступивших из других городов выросла сразу на 16%".

Однако, по мнению эксперта, качество оценки знаний при помощи ЕГЭ оставляет желать лучшего: "Система не дает возможности проверить качество знаний, умение самостоятельно мыслить, анализировать полученную информацию и формулировать собственные мысли."

Абанкина согласна с министром: помимо ЕГЭ необходимо учитывать аттестационные данные выпускника. Однако, по ее мнению, непонятно, каким образом добиваться объективности подобных оценок. Ведь в объективности сейчас никто не заинтересован: "Ученики всегда желали высших оценок, учителя заинтересованы в высоком балле не меньше - они практически ставят оценку самим себе. Уровень оценки выпускников заложен в оценку эффективности работы губернаторов. В высоких баллах заинтересованы сами вузы, где уровень вступительных оценок заложен в оценку эффективности самих заведений". Абанкина уверена: создать эффективную и прозрачную систему оценки знаний очень и очень трудно, тем более что ее никогда не существовало в России за всю ее историю.

Демография и эффективность

Ливанов прогнозирует, что к 2017 г. количество студентов-россиян в вузах достигнет минимума. Он объяснил это демографической ситуацией в стране. По его словам, снижение численности российских студентов можно будет компенсировать, привлекая студентов-иностранцев и развивая науку. Ливанов добавил, что в вузах продолжится сокращение мест для экономистов, менеджеров, специалистов по связям с общественностью. Взамен будет увеличиваться количество мест на ныне востребованные специальности. О том, что в стране "в избытке" юристов и экономистов, но недостаточно "строителей, металлургов и других очень важных специалистов", говорил в 2010 и 2012 гг. тогда еще президент Дмитрий Медведев. Летом 2012 г. полпред президента в Уральском федеральном округе – бывший начальник цеха "Уралвагонзавода" Игорь Холманских призвал рабочую молодежь вовсе не стремиться к высшему образованию, а продолжать рабочие династии. Он тогда напомнил, что в 1980-е гг. высшее образование имело 25% населения страны, а сейчас - порядка 90%. Эту ситуацию он назвал перекосом, который "никакая экономика выдержать не может".

Сообщения о том, что Минобрнауки может с сентября сократить численность профессорско-преподавательского состава в подведомственных университетах на 30%, Ливанов опроверг. "Эти тезисы не имеют никакого основания", — заявил он и добавил, что штатное расписание вуза находится в ведении самого учреждения и министерство вмешиваться в такие вопросы не планирует.

Между тем на совещании у президента Владимира Путина 7 мая Ливанов говорил, что сейчас "фактическая численность преподавателей вузов на 30% превышает нормативы". Он также заявлял, что до начала нового учебного года необходимо "провести достаточно серьезные изменения в кадровой системе учебных заведений" и министерство будет это делать. По его словам, с 1 сентября 2013 г. все государственные вузы страны перейдут на новую систему окладов, "которые будут серьезно повышены". Министр добавил, что предусмотрены дополнительные средства на повышение оплаты труда вузовских преподавателей: 24 млрд руб. в 2013 г., 38 млрд руб. в 2014 г. и 62 млрд руб. в 2015 г. "Эффективное использование этих средств возможно только при повышении требований к качеству работы преподавателей и проведении структурных изменений", - говорил Ливанов в мае.

10 июня министр напомнил, что неделю назад было подписано постановление правительства о нормативно-подушевом финансировании и в нем говорится о предложениях по поэтапному переходу от действующих соотношений численности преподавателей и студентов к соотношениям, определенным по специальностям и направлениям подготовки. В министерстве проанализируют ситуацию и будут "принимать взвешенные решения" на основании материалов, которые получат в декабре, т. е. уже после начала учебного года. "В перспективе обеспечение достаточной оплаты труда будет осуществляться именно через норматив финансирования госзадания", — отметил Ливанов. Он добавил, что для этого необходимо разработать и утвердить методику определения нормативов, их структуру.

Новая проверка эффективности вузов начнется 15 августа, сообщил на том же совещании замминистра науки Александр Климов. По его словам, в новом мониторинге вузы будут распределены по шести группам в зависимости от специфики своей деятельности. Результаты прошлогоднего мониторинга будут влиять на распределение контрольных цифр приема, сказал Климов.

В конце ноября 2012 г. межведомственная комиссия под председательством министра Дмитрия Ливанова постановила, что 30 вузов будут присоединены к другим, более сильным, еще 70 нуждаются в оптимизации и для них разработают программы развития. Еще 36 вузов попали в список неэффективных из-за своей специфики и были "амнистированы". Оценка вузов проводилась по итогам мониторинга, который продолжался с августа по сентябрь 2012 г. 502 образовательных учреждения оценивали по 50 параметрам. Ключевые параметры - средний балл по ЕГЭ, который получили студенты, поступившие на бюджетные места, объем научной деятельности, уровень доходов вуза, доля выпускников-иностранцев и общая площадь зданий в пересчете на студента. В Москве неэффективными признали 20 из 79 вузов, среди них — РГГУ, Университет управления, МАрхИ.