Путин включил претензии к правительству в бюджетное послание

Он констатировал неустойчивость и неэффективность бюджетной системы и потребовал верстать бюджет так, чтобы исполнялись поручения из его инаугурационных указов
М.Климентьев/ РИА Новости

Президент Владимир Путин сегодня огласил свое бюджетное послание. Путин начал с достижений правительства: федеральный бюджет в 2012 г. был исполнен практически без дефицита (0,06% ВВП), в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния (ФНБ) накопилось 7,3% ВВП, государственный долг остался достаточно низким. Правительство начало работать над улучшением инвестклимата, удалось подняться со 105-го на 64-е место в рейтинге Всемирного банка Doing Business по качеству налогового администрирования, перечислял президент.

Но претензий к правительству значительно больше, следует из текста послания. Первая проблема – отсутствие стратегического планирования. Бюджетное планирование и прогнозы социально-экономического развития не скоординированы, так и не принята долгосрочная бюджетная стратегия до 2030 г., трехлетний макроэкономический прогноз не согласован с прогнозом до 2030 г. Госпрограммы не позволяют выработать долгосрочную политику – они предполагают рост расходов без учета реальных возможностей бюджета. Многие из них приняты в нескольких вариантах – с разным объемом финансирования и различными целями. Например, необходимый объем расходов в утвержденной правительством госпрограмме развития Дальнего Востока в 14 раз превышает возможности бюджета, в программе развития Калининградской области – в 23 раза.

Не удалось достичь хоть какой-то определенности с пенсионной реформой – не готова пенсионная формула, поэтому непонятно, каким должен быть трансферт из бюджета в пенсионный фонд и в каком объеме пенсионной системе могут потребоваться средства ФНБ. Для управления средствами ФНБ должно было быть создано Росфинагентство, но реализовать эту идею так и не удалось. Средства ФНБ можно было бы направить на окупаемые инфраструктурные проекты. Тем более пока правительство не смогло перераспределить бюджетные расходы так, чтобы приоритет был у развития инфраструктуры и человеческого капитала.

В поисках нового качества бюджетной политики

Главная задача на ближайшие три года – обеспечить сбалансированность бюджетной системы, указал Путин. Рост цен на нефть замедлился, снизились темпы роста мировой экономики, российский экспорт стагнирует, профицит торгового баланса за прошлый год снизился с 11,1% ВВП до 10,4% ВВП – возможности пополнения бюджета из внешних источников сокращаются.

Растет доля нефтегазовых доходов и нефтегазовый дефицит, даже при цене нефти в $110,5 за баррель бюджет в 2012 г. был исполнен с дефицитом. Бюджет становится менее устойчивым, а на 2014-2016 гг. его придется верстать, учитывая, что доходы будут ниже, чем ожидалось ранее. Нужно предусмотреть дополнительные источники финансирования на случай увеличения дефицита. Расходы должны стать эффективнее, а их приоритетом должны стать цели из президентских указов от 7 мая 2012 г. Один из резервов при перераспределении расходов в пользу приоритетных направлений – пенсионная реформа. Нужно поэтапно сокращать дотации федерального бюджета пенсионному фонду. Пора определиться с пенсионной формулой, поторопил Путин.

Но легко разрешить ситуацию с пенсионной системой невозможно, потому что власти отказались от повышения пенсионного возраста, говорит главный экономист HSBC Александр Морозов. Реформы буксуют из-за межведомственных согласований, продолжает Морозов: у Минтруда и финансового блока разные позиции по пенсионной формуле, Минэкономразвития и Минфин долго не могли договориться, каким образом гарантировать сохранность пенсий и как финансировать гарантийный фонд для НПФ. Президенту надоело, что они никак не могут договориться, констатирует он: "Но он всегда выступал в роли арбитра в спорах министерств и вряд ли сейчас станет на чью-то позицию, даже ради ускорения реформ".

Другой резерв для развития инфраструктуры – использование средств ФНБ и пенсионных накоплений для финансирования проектов на возвратной основе, а также привлечение средств частных инвесторов на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). Путин потребовал уже в этом году начать использовать средства ФНБ и пенсионных накоплений, при этом руководствуясь жесткими и прозрачными критериями отбора проектов, создать банк проектов с проработанной финансовой моделью, а также снять все законодательные ограничения для инвесторов, готовых вкладывать в инфраструктуру совместно с государством.

В первые два срока Путина не было необходимости так жестко следить за расходами и ставить вопрос об использовании средств резервных фондов, напоминает главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева. Сейчас Путин не требует невозможного, с большинством претензий трудно не согласиться, говорит она: например, он видит, как много излишних расходов, но из года в год ситуация не меняется. Все его требования в целом реалистичны, но трудно реализуемы при сформированной им самим бюрократической системе, резюмирует Цепляева.