Путин передал часть библиотеки Шнеерсона московским хасидам
Теперь книги будут храниться в музее толерантности, куда вновь приехал президентВ четверг президент Владимир Путин второй раз в этом году посетил Еврейский музей и Центр толерантности в Марьиной Роще (в квартале, который некоторые называют «московским Бруклином»). В феврале, когда музей только открылся, Путин высказал идею передать сюда на хранение из Российской государственной библиотеки (РГБ) книги, входящие в собрание (библиотеку) семьи Шнеерсонов. Прозвучала она сразу после решения суда в Вашингтоне, который наложил штраф ($50 000 ежедневно) на Россию за отказ передать библиотеку американской хасидской общине. Путин назвал тогда этот вердикт неправосудным, но отметил, что передача книг в музей, который опекает хасидская община России, была бы шагом навстречу и способом избежать конфронтации.
Хасиды считают библиотеку религиозной святыней — в ней собраны рукописи и книги о хасидизме, талмудическая литература, религиозные трактаты и комментарии к ним, в том числе редкие издания XVI—XVIII вв. Часть библиотеки (около 12 000 книг), оставшаяся после отъезда из Любавичей (центра хасидизма) шестого любавического ребе Иосифа Шнеерсона, была национализирована и передана в государственную библиотеку после революции, а часть (около 25 000 рукописей) в числе прочих трофейных документов привезена в СССР после Второй мировой войны из Германии и передана в Центральный государственный архив.
Вернуть библиотеку в семью просил проживавший в США лидер хасидской общины ребе Менахем Шнеерсон (умер в 1994 г.), теперь это требование всей общины. Поначалу российские власти согласились: в 1991 г. было два положительных решения Высшего арбитражного суда РСФСР. Но из государственной библиотеки (тогда им. Ленина) книги так и не ушли, а в 1992 г. пленум суда предыдущие решения отменил. В августе 2010 г. суд в Вашингтоне решил, что хасиды доказали свое право на книги и что они хранятся в России незаконно, а в январе этого года наложил упомянутые взыскания. По данным «Голоса России», общая сумма штрафа уже составила $7 млн, но реального исполнения судебного решения пока не началось.
Путин и другие российские чиновники, посетившие музей, а также их собеседники — представители московской хасидской общины, об этом судебном процессе не говорили, но демонстрировали, что передача книг в пользование московским хасидам — решение вопроса, поставленного в американском суде. Главный раввин России Берл Лазар назвал это решение «соломоновым», поступок Путина — подвигом, а само событие — чудом и праздником.
Пока переданы лишь 400 книг из РГБ, ее руководство обещает после того, как будет закончена оцифровка литературы, постепенно передать «все 4000 экземпляров». Как уточнил «Ведомостям» гендиректор РГБ Александр Вислый, приводившаяся во всех справках цифра 12 000 экземпляров была неточной, библиотека вообще не имела поначалу описи, и ее масштаб измерялся по весу (в пудах). О передаче второй части библиотеки Шнеерсона — из государственного архива — речи вчера не шло.
Перед встречей с хасидами (в большом зале присутствовали несколько десятков раввинов и руководителей общины) Путин осмотрел небольшую выставку из редких экземпляров — в том числе изданий 1552-1585 гг., отпечатанных в Венеции, Франкфурте и других европейских городах. Взгляд президента остановился на каббалистическом трактате о переселении душ (Сефер ха-Гилгулим), но вряд ли он что-то смог прочесть: все эти книги написаны на иврите и арамейском. Впрочем, Берл Лазар активно комментировал содержание.
Выйдя под бурные аплодисменты к хасидам, Путин заявил, что еврейский народ внес в развитие России огромный вклад, в том числе ратный, а общину назвал «военной организацией». Потом, правда, уточнил, что это шутка. За спиной Путина на сцене висел большой портрет ребе Менахема Шнеерсона.
Президент отметил, что первое советское правительство, принимавшее решение о национализации библиотеки, на 80-85% состояло из евреев. Оно, проводя репрессии и иудеев, и других народов, руководствовалось «ложной идеологией», но теперь эти «идеологические шоры» отпали, поэтому возможно такого рода возвращение рукописей. Путин сказал, что передача библиотеки, как он надеется, закроет эту проблему, ведь теперь любой сможет приехать и с книгами ознакомиться. «Вопрос закрыт», - уверенно сказал пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков корреспонденту «Ведомостей», который попросил прокомментировать возможную реакцию американских хасидов на окончательный отказ передать им эти книги.
Впрочем, и московские хасиды не считают вопрос закрытым. По словам одного из раввинов, воля ребе Шнеерсона была однозначна — вернуть все книги в семью Шнеерсонов, поэтому нынешнее решение расценивают только как первый шаг. При этом мнение московской общины не является существенным для американской, заметил собеседник «Ведомостей». И дело здесь не в возможности пользоваться этими книгами («они все уже в интернете»), а в их особом священном характере, не допускающем, на взгляд хасидов, хранение их «в чужих руках».
Тем не менее хасиды отмечали это событие как праздник и после выступления Путина раздали всем присутствующим бокалы с кошерным вином, чокались и фотографировались с президентом и сопровождавшими его чиновниками. Депутат Госдумы Иосиф Кобзон пить вино не стал. На вопрос, потому ли, что он за рулем, Кобзон не ответил, а только улыбнулся. Уже после ухода высоких гостей евреи встали в круг и начали плясать, распевая «не боимся никого, кроме Бога одного».