Минюст снова расширяет основания для внеплановых проверок НКО

В Госдуму внесен законопроект Минюста, который распространяет многочисленные основания для внеплановых проверок НКО – иностранных агентов на все НКО. Минюст получит инструмент для таких же массовых проверок, какие провела весной прокуратура
Борьба с иностранными агентами перекинулась на весь третий сектор/ M. Shemetov/ REUTERS

Минюст, по-видимому, хочет получить такие же широкие возможности для внеплановых проверок НКО, какие есть у Генпрокуратуры – она была инициатором масштабной кампании проверок НКО в феврале – апреле 2013 г., полагает член правления «Мемориала», член Совета по правам человека при президенте Сергей Кривенко. С учетом расплывчатости формулировок огульно обвинить в экстремизме можно практически любую правозащитную организацию, которая помогает гражданам отстаивать свои права: например, «Солдатских матерей Петербурга» обвинили в том, что они учат граждан уклоняться от призыва. Непонятно, зачем расширять полномочия Минюста в части внеплановых проверок, рассуждает Кривенко: если есть признаки преступления, то ими занимается прокуратура, а если речь о каких-то небольших нарушениях закона об НКО, явно не представляющих общественной опасности, то они выявляются при плановых проверках Минюста.

Имеющихся оснований для внеплановых проверок некоммерческих организаций (НКО) мало, у Минюста нет возможности «своевременно реагировать на поступление сведений о нарушении НКО законодательства», следует из пояснительной записки к внесенному вчера в Госдуму правительством законопроекту. По данным министерства, в 2012 г. оно провело проверки в 6497 НКО, из них внепланово – только в 206, что составляет всего 3% от общего числа проверенных организаций.

Инициатива Минюста фактически возвращает закон об НКО в редакцию двухлетней давности, которой были предусмотрены четыре основания для внеплановых проверок организаций. Проверяющие могли прийти в организацию, не дожидаясь плановой проверки, в случае если у НКО истекал срок выполнения предписания об устранении выявленного нарушения, или при поступлении обращений граждан, юрлиц, органов власти и СМИ о признаках экстремизма в деятельности организации, или по представлению избирательных комиссий о поступлении со счета НКО средств в избирательные фонды либо на счета партий, или при наличии приказа о проведении внеплановой проверки по поручению президента, премьера или прокурора.

В ноябре 2011 г. все основания для внеплановых проверок, кроме представления избиркомов, были исключены федеральным законом, который подписал тогдашний президент Дмитрий Медведев, за чьей подписью, уже как премьера, теперь вносится новый вариант. Тогда это было сделано в рамках кампании по защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля. В июле 2012 г. эти исключенные из закона об НКО абзацы были в него возвращены – но уже как основания для проведения внеплановых проверок в НКО, исполняющих функции иностранных агентов (получающих зарубежное финансирование и занимающихся политической деятельностью).

Новые поправки Минюста практически дословно повторяют положения закона об НКО-агентах, распространяют основания для их внеплановой проверки на все НКО. Новаций три: круг потенциальных заявителей о наличии признаков экстремизма в деятельности НКО ограничивается только органами госвласти и местного самоуправления, но они могут пожаловаться не только на признаки экстремизма, но и на любые нарушения некоммерческой организацией законодательства об НКО. В случае если проверка проводится по заявлению о признаках экстремизма, НКО о ее проведении уведомлять запрещено. В действующей редакции такой запрет был предусмотрен для проверки перечисления средств НКО в избирательный фонд.

Надо изучить текст и обоснования Минюста, говорит председатель комитета по общественным организациям Ярослав Нилов из ЛДПР. Душить и мучить третий сектор не надо, но, конечно, должны быть и инструменты противодействия тем, кто начинает вести противоправную деятельность, считает он. Дата рассмотрения законопроекта не назначена, вряд ли он будет рассмотрен до конца этой сессии. Получить комментарии Кремля не удалось.