FT: ЕС должен ответить на нарушение Россией прав человека и осуждение Магнитского

Осудив мертвого человека, Россия пренебрегла фундаментальными ценностями Европейской конвенции о защите прав человека, которую подписала, говорится в редакционной статье
З. Джавахадзе/ ИТАР-ТАСС

Нигде в Европейской конвенции о защите прав человека не говорится, что мертвых нельзя судить; сама мысль об этом настолько абсурдна, что авторам конвенции никогда бы не пришло в голову ее обсуждать, пишет Financial Times в редакционной статье «Мертвец говорит». Однако тот факт, что судья Тверского суда Москвы Игорь Алисов вчера признал погибшего в сизо юриста Сергея Магнитского виновным в неуплате налогов, свидетельствует о пренебрежении Москвы фундаментальными ценностями конвенции, которую она, кстати, подписала, указывает газета и считает, что Евросоюз должен ответить на нарушение Россией прав человека.

США в прошлом году приняли акт Магнитского, запрещающий въезд в страну российским чиновникам, обвиняемым в нарушении прав человека, и замораживающий их активы, однако Европа ничего не предприняла, напоминает FT. Хотя Европейский парламент призвал к действиям, Брюссель всего лишь рассматривает мягкую меру в виде исключения чиновников, подозреваемых в нарушении прав человека, из давно готовящегося соглашения о безвизовом въезде в ЕС российских владельцев служебных паспортов. Такой компромисс – предательство самих ценностей, на которых базируется ЕС, считает FT: не должно быть никакого соглашения без прямого запрета на въезд этих чиновников и замораживания их активов.

Москва угрожала применить ответные санкции, и это парализовало процесс принятия решений в ЕС, сожалеет FT. (Ранее Ирландия хотела принять жесткую резолюцию, но затем депутаты ограничились заявлением о необходимости возобновления дела о гибели российского юриста – после того, как посол России Максим Пешков предупредил в письме, что действия парламента негативно повлияют на заключение договора об усыновлении российских детей и торговлю между странами. А британский министр по делам иммиграции Марк Харпер, как сообщала Daily Telegraph, на запрос депутата Доминика Рааба о том, какие меры принимаются в отношении 60 российских госслужащих, которых ОБСЕ в своей резолюции рекомендовала включить в так называемый «список Магнитского», вначале ответил, что власти «приняли необходимые меры, чтобы им не выдавали британские визы», а затем заменил свой комментарий на слова о том, что «в соответствии с принятой практикой» случай каждого заявителя рассматривается индивидуально.) Но возможности для мести у российских властей ограничены, считает FT: хотя Европа зависит от российского газа, разрушающаяся экономика России, в свою очередь, сильно зависит от газовых доходов, и ей отчаянно нужны иностранные инвестиции. Решение запретить американцам усыновление российских детей газета называет трагичным, но экономически и стратегически бессмысленным.

Подобных же действий она ждет от Кремля и в отношении ЕС. «Но сам факт того, что Путин готов брать детей в заложники, является еще одним доказательством его пренебрежения правами человека. ЕС не может отступить перед лицом подобных злоупотреблений. На кон поставлены сами европейские ценности», - заключает FT.

Вчера вечером докладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) и автор проекта доклада «Не допустить безнаказанности убийц Сергея Магнитского», депутат от Швейцарии Анреас Гросс выразил «глубокое разочарование» решением Тверского суда. Правда, добавил Гросс, оно его не удивило: «Оно представляется продолжением политики официального укрывательства [убийц Магнитского], которую я описал в проекте доклада, опубликованном в июне». Гросс пообещал детально проанализировать решение суда и прокомментировать его в проекте доклада, который Комитет по правовым вопросам и правам человека ПАСЕ планирует обсудить 4 сентября.