НАТО не пользуется перевалочным центром в Ульяновске из-за дороговизны услуг перевозчиков


Запущенный год назад проект транзита грузов НАТО через Ульяновск оказался невостребованным. Стороны не заключили ни одного контракта на перевозку грузов Международными силами содействия безопасности (МССБ) из Афганистана в Европу, хотя общий объем трафика составляет более 100 000 контейнеров и 60 000 транспортных средств, пишет «Коммерсантъ». По словам источников издания в штаб-квартире альянса, причина - в дороговизне маршрута. По условиям соглашения, его обслуживают только российские перевозчики, а «они так завысили цены, что ни одна из стран-участниц МССБ не сочла этот маршрут привлекательным», - говорит собеседник издания.

Сейчас по территории России проходит часть маршрута «Северная распределительная сеть», по которому осуществляется транзит в Афганистан более 60% невоенных грузов МССБ - они перебрасываются без перевалки по воздуху и железнодорожным путям. В начале 2012 г. Москва согласилась на открытие маршрута для обратных перевозок, предложив задействовать аэропорт Восточный в Ульяновске. Это произошло по инициативе североатлантического альянса, который в 2011 г. столкнулся с закрытием территории Пакистана для своих контейнеров и отказом Узбекистана и Киргизии пропускать грузы в реверсивном направлении.

Новым маршрутом заинтересовались многие участники МССБ. В декабре 2012 г. британцы протестировали транзит десяти своих контейнеров на базу Кэмп-Бастион в Афганистане и обратно. Источник в правительстве Великобритании сообщил, что он был признан «успешным», но до контрактов дело не дошло. Ульяновску Лондон предпочел Пакистан и центральноазиатские государства. По словам дипломатического источника издания в одной из европейских стран, транспортировка одного контейнера из Афганистана через Восточный обошлась бы в 50 000 евро, а через узбекский Термез - в 30 000 евро.

Источник в российском правительстве говорит, что двухступенчатый транзит через Ульяновск (до Восточного по воздуху, далее по рельсам) дороже альтернативных маршрутов, но «он быстрее и безопаснее». Реализовывать его должны были авиаперевозчик «Волга-Днепр» и дочерние структуры РЖД. Российский чиновник убежден: «в НАТО опасаются, что через транзитный рычаг Россия будет влиять на альянс, как "Газпром" через газовый рычаг - на Европу».

Источники, близкие к коммерческим структурам, которые предполагалось задействовать в транзите, говорят, что представители НАТО настаивали на передаче уполномоченной альянсом зарубежной компании права организации всего транзита, но Россия отвергла это условие по соображениям нацбезопасности. Кроме того представители НАТО параллельно продолжали переговоры с центральноазиатскими государствами, которые, сняли возражения против обратного транзита и предложили более низкие цены, чем Россия.