ЕЭК вводит защитную пошлину на фарфоровую посуду


Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) приняла решение о введении специальной защитной пошлины на столовую и кухонную фарфоровую посуду сроком до 28 сентября 2016 г. включительно, сообщила пресс-служба ЕЭК. Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования. В первый год (с 29 сентября 2013 г. по 28 сентября 2014 г.) она составит $1479 за 1 т, во второй год - $1035,3 и в третий - $591,6, следует из сообщения ЕЭК. Сейчас импортеры фарфора платят импортную пошлину в 20% от таможенной стоимости вне зависимости от веса.

Защитная мера будет в первую очередь действовать против Китая и Украины как основных поставщиков такой посуды на рынки стран Таможенного союза (ТС), указано в сообщении ЕЭК.

Департамент защиты внутреннего рынка ЕЭК 3 сентября 2012 г. начал расследование по импорту столовой и кухонной посуды из фарфора в страны ТС. Расследование было начато по заявлению ООО «ДО «Промыслы Вербилок» при поддержке ЗАО «Фарфор Вербилок», ОАО «Императорский фарфоровый завод», ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» и ПК «Дулевский фарфоровый завод».

«Анализ полученной в ходе расследования информации подтверждает наличие оснований для применения специальной защитной меры, - цитирует пресс-служба министра по торговле ЕЭК Андрея Слепнева. - В абсолютном выражении объем импорта в 2009-2011 гг. увеличился в целом на 70,2%, а в первом полугодии 2012 г. по сравнению с первым полугодием 2011 г. - еще на 15,9%. В то же время наблюдался рост объема импорта по ценам значительно ниже цен производителей ТС, который вызвал сокращение соотношения объема производства и объема импорта фарфоровой посуды в 1,7 раза. Это привело к сокращению объемов производства и реализации, падению доли рынка предприятий стран ТС, к убыточности производства».

Объем потребления столовой и кухонной посуды из фарфора в ТС в 2009-2011 гг. увеличился на 49,5%, а объемы производства и реализации производителей ТС в то же время снизились на 2,8 и 2,9 % соответственно, обнаружила ЕЭК. В первом полугодии 2012 г. по сравнению с первым полугодием 2011 г. на фоне роста потребления фарфоровой посуды на 14%, ее производство и реализация предприятиями ТС выросли лишь на 2,3 и 5%. Одновременно отмечается сокращение доли производителей стран ТС на рынке в 2009-2011 гг. на 9,9 п. п., а в первом полугодии 2012 г. - на 1,4 п. п. с одновременным замещением импортным товаром.

Основными странами - поставщиками фарфоровой посуды в ТС в анализируемом периоде являлись Китай, на долю которого приходилось в среднем 83% от общего объема ввоза, и Украина.

После введения этих пошлин конечная стоимость китайской продукции нижнего ценового сегмента вырастет минимум в 2 раза и она станет дороже, чем российский и белорусский фарфор аналогичного качества, говорит коммерческий директор ПКФ "Кубаньфарфор" (по собственным данным, крупнейший производитель фарфорофаянсовой отрасли в России) Сергей Мусельян. "Это позволит нашим заводам загрузить производство, но они не смогут заместить на рынке весь импорт даже в своем сегменте и будут стараться максимизировать цены при ограниченном объеме производства", - продолжает он. В течение нескольких месяцев сформируются равновесные цены между местным и зарубежным фарфором и понимание импортеров, какие товарные группы выгодно завозить, а какие нет, например, возможен рост продаж стеклокерамики и стеклянной посуды, полагает Мусельян.

Однако он сомневается, что пошлины помогут развитию отрасли в долгосрочной перспективе, хотя, конечно, они могут улучшить текущие показатели. Основные проблемы российского завода находятся внутри России: постоянный рост стоимости энергоносителей, давление проверяющих инстанций и отсутствие государственной политики по развитию промышленности, объясняет топ-менеджер "Кубаньфарфора".

На первое время высокие пошлины дадут передышку для отечественных производителей, но кардинально они проблему не решат, говорил ранее гендиректор «Мануфактуры Гарднеръ» («Фарфор Вербилок») Сергей Ляпукин. «Отрасли необходимо техническое перевооружение, в которое необходимо инвестировать около $10 млн, но таких денег у компаний нет. Для спасения отрасли необходима господдержка, например кредиты с большой отсрочкой, указывал Ляпукин.