Открытое правительство поддержало антипиратский закон


Эксперты рабочей группы "открытого правительства" признали нецелесообразной отмену антипиратского закона, предполагающего блокировку сайтов с нелегальным контентом по требованию правообладателя. Это следует из опубликованного сегодня сообщения "открытого правительства". Фактически в сообщении резюмирована позиция экспертов, высказанная на заседании группы 14 октября. Слушания показали практическое единство позиций всех участников рынка - закон отменять нельзя, он применяется крайне аккуратно и доказывает, что участники рынка хотят, могут и умеют договариваться между собой, говорится в сообщении. "Не случайно, что в 46 из 54 случаев выдвижения правообладателями претензий нелегальный контент был удален просто по требованию", - отмечено в документе.

Объем интернет-сектора и зависимых от него отраслей оценивается в 5 трлн руб., рынок интернет-контента - в 5 млрд руб., количество пользователей легального контента составляет 8 млн человек, цитируются в сообщении слова руководителя экспертной рабочей группы министра Михаила Абызова. Ежегодный прирост отрасли оценивается в 25-30%. "И главная задача - не ослабить эти позиции, а дать возможность площадкам избавиться от «пиратского» клейма за рубежом и выходить на иностранные рынки. Именно поэтому эксперты согласились с автором петиции в том, что сам процесс принятия таких чувствительных для общества решений нужно совершенствовать", - продолжает Абызов. Он пообещал, что рабочая группа направит в Общественную палату и Госдуму все высказанные замечания и предложения и они будут учтены при модернизации законодательства об авторском праве.

Петиция об отмене антипиратского закона поступила на сайт "Российской общественной" инициативы 4 июля и набрала 100 057 голосов (против - 346). Инициатором петиции был проект «Роскомсвобода». По мнению руководителя "Роскомсвободы" Артема Козлюка, уже сейчас из-за действий правообладателей блокируются многие ресурсы, находящиеся на том же IP-адресе, что и пиратский. На недавнем заседании рабочей группы "открытого правительства" он привел пример, когда из-за одного сайта был заблокирован доступ к 10 000 добропорядочных ресурсов. Закон не обязывает заявителя указывать конкретные веб-адреса, по которым размещен пиратский контент, и нечетко определяет «информационного посредника» - таковым могут признать кого угодно, даже пользователя, считает Козлюк.

Ранее замруководителя Роскомнадзора Максим Ксензов говорил, что считает закон рабочим, но некоторые его положения надо уточнить: четко разграничить субъекты, ответственные за пиратство, прописать процедуру разблокировки ресурсов, блокировку же сделать крайней мерой. Как раз сейчас в администрации президента готовятся поправки к антипиратскому закону - если они будут согласованы всеми участниками рынка, то изменения в закон могут быть внесены в Госдуму до 1 декабря.

Закон о противодействии пиратству в интернете действует с 1 августа. Пока он защищает только фильмы и телесериалы, но сейчас готовятся поправки, которые могут распространить действие закона и на другие виды контента - музыку, фотографии, книги, софт. Закон работает так: сначала правообладатель обращается в Мосгорсуд с просьбой временно заблокировать сайт, на котором предположительно размещен пиратский контент. Если Мосгорсуд принимает такое решение (об обеспечительных мерах), то правообладатель обращается в Роскомнадзор, который в течение трех дней обязывает операторов заблокировать доступ к ресурсу (в том случае, если за это время владелец сайта или хостинг-провайдер по запросу Роскомнадзора не удалили спорный контент). После этого правообладатель должен подать в суд основной иск о нарушении его прав. Если такой иск не подан, то доступ к ресурсу восстанавливается (правда, в законе эта процедура не прописана).