Конституционный суд России готов исполнять решения ЕСПЧ, но по-своему


В случае, если при рассмотрении какого-то дела обнаруживается противоречие между позициями российских судов и Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), Конституционный суд вправе по запросу суда общей юрисдикции определить возможные конституционные способы исполнения решения ЕСПЧ.

К такому выводу пришел Конституционный суд, огласивший сегодня решение по запросу Ленинградского окружного военного по «делу Маркина». Дело бывшего офицера, которому всеми национальными судебными инстанциями, включая КС, было отказано в отпуске по уходу за ребенком, поставило в тупик российскую судебную систему, когда ЕСПЧ усмотрел в таком отказе нарушение прав человека. Ведь по российским законам решения КС окончательны и пересмотру не подлежат. Но одновременно Россия признала приоритет международных договоренностей над национальным правом. Еще в октябре 2010 г. председатель КС Валерий Зорькин в статье, опубликованной в «Российской газете», заявил, что «Страсбургский суд вправе указывать странам на ошибки в законах, но когда решения ЕСПЧ прямо противоречат Конституции России, страна должна соблюдать свои национальные интересы».

Дело Маркина может быть рассмотрено по существу, и тот факт, что ранее КС не обнаружил оснований для проверки соответствующих положений законодательства, - тому не помеха, говорится в решении суда. Главное, что последнее слово по вопросу о том, как восстанавливать нарушенные, по мнению ЕСПЧ, права человека, останется за национальными судами. «Только он [Конституционный суд - "Ведомости"] может разрешить вопрос о применимости законодательных норм, которые препятствуют исполнению постановления Европейского суда по правам человека», - подчеркивает пресс-служба суда.