Коммерческое освоение Арктики заставляет ВМС США готовиться к защите северной границы

Таяние льдов в Северном Ледовитом океане открывает торговые маршруты и возможность добычи природных ресурсов, но пока военно-морские силы США не готовы охранять открывающееся побережье, следует из стратегического доклада
U.S. Coast Guard/ Reuters

Если лед в Арктике продолжит таять, коммерческие суда смогут быстрее транспортировать товары между Азией и Европой, считают эксперты ВМС США. Это также предоставит энергетическим компаниям доступ к глубоководной нефти и газу в регионах, контролируемых США, стоимость запасов которых, по подсчетам военных властей, может составить $1 трлн. “Неизбежное освобождение Арктики ото льда будет способствовать созданию нового побережья на американском севере”, - заявляет адмирал Джонатан Гринерт, главком ВМС США.

Несмотря на то что эти изменения произойдут лишь через годы, представители ВМС и Береговой охраны (БОХР) считают, что США необходимо уже сейчас подготовиться к патрулированию и защите арктических маршрутов, строя ледоколы и проводя регулярные учения.

Согласно новой стратегии ВМС, которая будет представлена в ближайшие недели, увеличение коммерческого грузопотока в Арктике, проекты по разведке нефтяных и газовых месторождений, а также развитие туризма требуют новых подходов. Журналистам Wall Street Journal удалось познакомиться с черновым вариантом доклада, в котором говорится, что сейчас у ВМС не хватает “практического опыта” и кораблей, которые могли бы выдерживать экстремальные погодные условия. Проблему также представляет недостаточное спутниковое покрытие региона.

Осуществлению планов по освоению арктических границ препятствует сокращение бюджетного финансирования Пентагона. Оборонные расходы США снижаются сейчас с рекордной скоростью со времен войны в Корее. В этом году Пентагон должен сократить их на $31 млрд, в следующем - на $42 млрд.

Тем не менее в ноябре министр обороны США Чак Хэйгел заявил, что власти должны приготовиться к защите национальных интересов в Арктике. Сейчас оборону арктических вод осуществляют лишь Polar Star, отслуживший уже 40 лет ледокол БОХР усиленного ледового класса (который зимой к тому же отправляется в Антарктику), и ледокол средних размеров Healy.

Для сравнения: Россия обладает 25 ледоколами, включая шесть атомных, по данным Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне. Президент Владимир Путин недавно пообещал вновь открыть старые советские базы в Арктике, что говорит о готовности Москвы вкладывать средства в развитие Крайнего Севера.

Некоторые представители ВМС и БОХР считают, что США понадобится как минимум 10 новых ледоколов стоимостью $784 млн каждый, чтобы держать морские пути свободными ото льда. Также будут необходимы поисковые и спасательные службы для обеспечения безопасности судоходства.

Военные ученые воздерживаются от объяснений, в чем причина таяния льда, и от упоминаний о глобальном потеплении. Для них это просто факт. “Климатические изменения оказывают видимое и прямое влияние на арктический регион”, - говорится в проекте доклада ВМС.

В 2012 г. ледяной покров Арктики уменьшился по сравнению со средним показателем более чем на 2,6 млн кв. км. В 2013 г. размер покрова значительно увеличился, однако все равно оказался одним из самых маленьких за всю историю наблюдений. “Это не вопрос политического мнения, - заявляет Джейкоби. - Это свершившийся факт. И его надо учитывать”.

Все пять стран, границы которых проходят в Северном Ледовитом океане, имеют особые экономические зоны, простирающиеся на 370 километров от берега. По Морскому соглашению (которое США, правда, не ратифицировали), они могут претендовать даже на еще большие территории континентального шельфа и запасы подводных энергоресурсов.

Длинная береговая линия Аляски дает США возможность претендовать на значительную экономическую зону в Арктике. Джейкоби считает, что защита этих вод является обязанностью ВМС. Это означает, что военным предстоит охранять новые морские пути и обеспечивать безопасность для энергетических и добывающих компаний. На БОХР это накладывает ответственность по спасению тонущих кораблей или находящихся в опасности нефтяных платформ.

Судоходные компании заявляют, что не будут спешить использовать арктические маршруты, так как некоторые их части слишком узки для прохода контейнеровозов. По словам представителя A.P. Moller-Maersk, в компании не верят, что маршрут будет экономически выгодным в ближайшие 20 лет. Другие настроены более оптимистично и считают, что военным необходимо как можно скорее готовиться к работе в Арктике. “Мы не готовы, - заявляет военный аналитик Хизер Конли из Центра стратегических и международных исследований. - Нам необходимо принимать трудные решения. Решения, которых мы стараемся избежать. Но нам никуда от них не уйти”.

Представители БОХР отмечают, что грузопоток в Северном Ледовитом океане увеличивается. В прошлом году в водах к северу от Аляски был зарегистрирован проход 240 кораблей. В 2011 г. их было 190. Китайское судно использовало в прошлом году Северный морской путь вдоль России, чтобы сэкономить две недели пути в Европу. “Коммерческое освоение маршрута происходит намного быстрее, чем люди осознают это, - говорит вице-адмирал Томас Остебо, командующий БОХР на Аляске. - И рост этой активности создает опасность морских катастроф”.

ВМС прогнозирует, что к 2025 г. коммерческие суда смогут ходить по Северному Ледовитому океану по несколько месяцев в году. Ожидается, что к 2040 г. маршруты будут проходимы в течение большей части года, что потребует постоянного присутствия военно-морских сил в регионе.

Чтобы осуществить эти цели, ВМС необходимо проводить новые учения в Арктике и усовершенствовать оборудование для прогнозирования погоды и связи, согласно стратегическому докладу. Проблемой для Пентагона может стать то, что лед растает прежде, чем власти начнут увеличивать расходы на присутствие в Арктике, считают военные аналитики. “Лед тает быстро”, - говорит океанограф ВМС вице-адмирал Джонатан Уайт.

Перевела Наталья Тихонова