Минюст согласился на ведение реестра третейских судов


Минюст представил на общественное обсуждение пакет законопроектов, связанных с реформированием третейского судопроизводства. Запустить реформу раньше мешал конфликт Минюста и Минэкономики, которые еще к концу 2012 г. подготовили взаимоисключающие концепции ее реализации, напоминает «Коммерсантъ». Ключевой темой спора стал вопрос о введении реестра третейских судов, против чего активно выступал Минюст в отличие от Минэкономики. В итоге Минюст согласился на регистрацию, но при условии, что третейские суды будут создаваться только при некоммерческих организациях.

Создавать третейские суды по проекту Минюста не могут ни компании, ни физические лица. Сейчас свои третейские суды есть у структур «Ростеха», «Газпрома», Сбербанка, «Лукойла», строительной группы «Мортон» и др. Минувшей осенью ВАС отменил решение третейского суда «Газпрома» по спору его «дочки» «Ямалгазинвест» с институтом «Нефтегазпроект», признав, что такой суд не может быть беспристрастным.

Минюст разрешает рассмотрение третейскими судами любых споров, но жестко регулирует порядок их рассмотрения, ужесточает правила разбирательства и отвода арбитров, фактически вводя разрешительную систему деятельности третейских судов.

Минюст согласился с предложением Минэкономики о введении имущественной ответственности для аппаратов третейских судов за злоупотребления и уточнил уголовную ответственность для судей. Ранее зампред комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Константин Добрынин заявлял, что «если будет ужесточена ответственность судей, то это может убить третейское разбирательство и международный коммерческий арбитраж».

Решения третейских судов, как и раньше, не будут публиковаться, но впервые вводится требование хранить все дела 10 лет, тогда как раньше они могли уничтожаться. Необходимо будет также публиковать сведения о факте подачи исков по корпоративным спорам в конкретный третейский суд.

Система третейских судов существует в России с 1992 г. Эксперты признают, что сейчас она активно используется для мошенничества. В результате крупные споры уходят в коммерческие арбитражи других стран. К таким актуальным делам относят заграничные процессы по спорам акционеров UC Rusal, ТНК-ВР и «Вымпелкома». Проблему обостряет предстоящее упразднение Высшего арбитражного суда, неоднократно выступавшего за сокращение круга споров, которые могут рассматривать третейские суды.