Следователь: Материалы в деле Литвиненко могут "говорить о виновности" российского государства в его смерти

В Лондоне проходят слушания по жалобе жены Литвиненко, которая требует публичного расследования его смерти
Alistair Fuller/ AP

Вчера в Лондоне начались двухдневные слушания по жалобе Марины Литвиненко, вдовы умершего в 2006 г. в Лондоне бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко. В прошлом году британские власти решили не проводить публичное расследование его смерти. О нем, в частности, просил коронер Роберт Оуэн, проводивший досудебное расследование. Оуэн утверждал, что его полномочия не позволяют изучить необходимые, связанные с разведывательной деятельностью конфиденциальные материалы о возможной роли российских властей в смерти Литвиненко. Однако министр внутренних дел Великобритании Тереза Мэй отказала Оуэну в этой просьбе.

Марина Литвиненко подала жалобу на решение властей. Оуэн, который в ходе своего дознания ознакомился с некоторыми секретными правительственными материалами, подготовил для слушаний письменные показания, в которых представлены ранее не публиковавшиеся отрывки из его заключения, сделанного в мае 2013 г., пишет Financial Times. Эти материалы демонстрируют «представляющиеся достоверными доказательства виновности российского государства» в смерти Литвиненко, пишет FT со ссылкой на переданные в суд показания Оуэна. По его словам, его предварительная оценка в 2012 г. о достоверности таких доказательств «была подтверждена изучением этих документов», пишет FT.

Литвиненко, бежавший в Великобританию в 2000 г., умер в ноябре 2006 г. После смерти в его организме был обнаружен радиоактивный элемент полоний-210, который предположительно был добавлен в его чашку с чаем в лондонском Millennium Hotel. По версии Великобритании, главный подозреваемый в его убийстве - Андрей Луговой, ныне депутат Госдумы. Луговой настаивает на своей невиновности.

Адвокат Бен Эммерсон, представляющий интересы Марины Литвиненко, призвал суд публично расследовать обстоятельства смерти ее мужа ввиду общественной значимости дела. Необходимо прояснить, произошла ли смерть Литвиненко в результате «обычного преступления» или это было «организованное государством убийство», совершенное на британской территории, сказал адвокат. В распоряжении британского правительства «есть по крайней мере представляющиеся достоверными доказательства, что убийство действительно было совершено по приказу российского государства», сказал Эммерсон. По его словам, заявление коронера Оуэна «подкрепляет аргументы г-жи Литвиненко о необходимости полного расследования обвинений касательно ответственности российского государства». «Теперь у нас есть неоспоренное юридическое заключение о доказательствах» такой ответственности, «до прошлой недели ничего подобного не было», заявил адвокат.

Министр Мэй в письменных показаниях отметила, что ее решение не проводить публичное расследование «учитывало соответствующие обстоятельства и было законным». Она также указала, что этот вопрос будет оставаться на рассмотрении министерства.

Оуэн в своих показаниях также отметил: если жалоба Марины Литвиненко не будет удовлетворена, он хотел бы в мае 2014 г. начать независимые слушания.