Политика не должна влиять на сотрудничество в космической отрасли, решили участники ПМЭФ


Международная напряженность ставит под угрозу перспективы сотрудничества в космической отрасли: существуют экономические и политические источники давления - так обозначил проблему старший редактор новостей Popular Mechanics Джо Паппалардо в ходе дискуссии «Космическая гонка: новые глобальные игроки» на Петербургском международном экономическом форуме.

Работа и бизнес в космосе стоят выше политических и экономических кризисов, сказал президент и главный исполнительный директор Thales Alenia Space Жан Лоик Галл. По его словам, даже во время холодной войны США и СССР продолжали сотрудничество. Галл сказал, что будет оказывать давление на французских деятелей, чтобы сотрудничество всех заинтересованных компаний продолжалось.

В период холодной войны страны совместно придумывали уникальные проекты - «Союз-Аполлон», «Станция "Мир-шаттл», говорит президент Ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С. П. Королева Виталий

Лопота. Такие проекты принадлежат человечеству, они должны стоять выше

политики, сотрудничество должно сохраняться, считает председатель

совета директоров «Каскола» Сергей Недорослев. После падения челябинского метеорита, к примеру, начались совместные обсуждения проектов противостояния метеоритно-астероидной угрозе, напоминает Лопота.

Не стоит забывать, что у каждой страны есть свои национальные интересы и стратегия по космосу, уточняет заместитель руководителя Федерального космического агентства Сергей Савельев. По его словам, в мире становится все больше игроков, занимающихся освоением космоса. Недавние санкции показывают, как все участники взаимозависимы: к примеру,

ухудшение показателей российских предприятий из-за санкций может привести к нарушению обязательств по МКС, добавляет Савельев.

Парадигма освоения космоса меняется, рассказывает исполнительный

вице-президент подразделения обороны и космоса Airbus Group Франсуа Ок. По его словам, космос начинался с госпрограмм, государство платило за его освоение, сейчас большую роль играют частные компании.

Все больше денег поступает со стороны частных инвесторов - например, как в случае со SpaceX, добавляет Ок. Он считает, что именно инвестор несет ответственность за развитие технологий, запуск аппаратов в космос.

Благодаря SpaceX все могут оценить и посмотреть на эффективность вложенных средств, этот проект стал мощным мотиватором повышения эффективности предоставления космических услуг, отмечает генеральный директор объединенной ракетно-космической корпорации Игорь Комаров. По его словам, необходимо учитывать мировые тренды, чтобы развивать собственную космическую отрасль. Должно происходить реформирование российской ракетно-космической промышленности, считает Комаров.

По его словам, это будет системное преобразование производственных мощностей, унификация продуктов и технологий. Сейчас существуют большие проблемы с персоналом и подготовкой специалистов, говорит Комаров. Он думает, что должна происходить смена технологического уклада в космических секторах, в которых Россия отстает от иностранных партнеров.

Будет позитивная гонка в космосе, есть даже конкуренция между компаниями в рамках одной страны, говорит Ок. По его мнению, возможны соревнования между космическими технологиями и другими

технологиями, разрабатываемыми в иных областях, отмечает Галл. Сейчас конкуренция не линейная, считает сооснователь и главный исполнительный

директор Earth2Orbit Сусмита Моханти. По ее словам, будущее космической программы связано с практичными вещами, такими как

привлечение людей в космическую отрасль. В Индии, например, ведется работа по

объединению компаний в единый консорциум для более эффективного использования ресурсов в создании космических изделий.

Все должны инвестировать больше ресурсов в носители многократного использования, уточняет Моханти. Airbus Group принимает участие в разработке суборбитального самолета, который должен выходить на границу атмосферы, сообщает Ок. У России сейчас 925 заказов на суборбитальные

полеты, добавляет Лопота. Но если говорить о полетах в глубокий космос, то там много желающих нет, продолжает Лопота. По его словам, одно место слетать на орбиту на две недели стоит порядка $45-50 млн.