Правительство внесло в Госдуму законопроект, разрешающий усыновлять детей гражданам с нетяжкими судимостями

Правительство внесло в Госдуму законопроект, разрешающий усыновлять детей гражданам с нетяжкими судимостями. Вопрос в том, изменит ли это работу органов опеки и судов, говорят эксперты
Потенциальных усыновителей станет больше, но пока не ясно, уменьшит ли это число сирот/ Dmitry Lovetsky/ AP

Поправки в статьи 127 и 146 Семейного кодекса были подготовлены Минобрнауки в целях реализации постановления Конституционного суда, который смягчил запрет на усыновление гражданам, подвергавшимся уголовному преследованию за преступления небольшой или средней тяжести против личности и общественной безопасности, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Решение было принято Конституционным судом 31 января 2014 г. по жалобе Сергея Аникеева (см. врез).

Поправки, запретившие становиться приемными родителями судимым и фигурантам прекращенных дел по ряду преступлений небольшой и средней тяжести, были внесены в Семейный кодекс в 2010 г. группой депутатов Госдумы во главе с председателем комитета по делам женщин, семьи и детей Еленой Мизулиной («Справедливая Россия»). До этого права на усыновление были лишены лишь те, у кого имелась неснятая или непогашенная судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления.

Законопроект Минобрнауки сохраняет безусловный запрет быть усыновителем или опекуном для лиц, имевших судимость за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, против семьи и несовершеннолетних, а также против общественной нравственности и общественной безопасности. Запрет касается и граждан, имевших судимость или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления, относящиеся к категориям тяжких и особо тяжких. Исключения предусмотрены для тех, кто имеет судимость за преступления небольшой и средней тяжести, - в том случае, если суд и органы опеки признают, что усыновитель или опекун не представляет опасности для жизни, здоровья и нравственности ребенка.

Сейчас в усыновлении могут отказать даже тем, кто нарушил требования пожарной безопасности на работе, и ограничения неоправданно жесткие, поясняет первый зампред думского комитета по делам семьи Ольга Баталина («Единая Россия»). «Перечень судимостей был довольно широкий, нарушения на работе характеризуют человека как профессионала, но не всегда как плохого родителя», - считает Баталина, подчеркнувшая, что этот законопроект не вызовет дискуссий, так как его в Госдуме давно ждали.

Наличие непогашенной судимости 20-летней давности мало даст для психологического портрета человека - эти предосторожности можно отнести к минимальным фильтрам, гораздо полезнее было бы обязательное психологическое тестирование будущих родителей, соглашается Юлия Юдина, директор благотворительного фонда «Измени одну жизнь», который занимается семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. «При усыновлении во внимание принимается множество факторов, самое главное - собрать все необходимые бумаги, при этом суды сейчас перестраховываются и действуют по принципу, что лучше отказать заявителю, чем потом оформлять возврат ребенка», - рассказывает Юдина. Недавно молодому человеку, пожелавшему оформить опеку над подростком, пришлось дойти до Генпрокуратуры, чтобы доказать чистоту намерений, продолжает эксперт.

Адвокат по семейным правоотношениям бюро «Домкины и партнеры» Мария Ярмуш говорит, что сейчас суды относятся к усыновлению очень серьезно, особенно после участившихся случаев преступлений против сирот в приемных семьях. «С одной стороны, законодатели ужесточают нормы, с другой стороны, есть установка на то, чтобы расширить круг тех, кто может взять ребенка», - отмечает эксперт. Законопроект позволит судам подходить к таким делам индивидуально, людям с судимостью в основном отказывают, а действовать нужно исходя из интересов ребенка, полагает адвокат.

Когда речь идет об опеке и попечительстве, необходимо понимать, что ситуация в каждом случае уникальная, особенно велика роль опеки и судебных органов, решающих эти вопросы, уверен уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. «Главное - не законодательные шатания в этой области, а работа с теми, кто этим занимается. Сейчас идет кампания по отдаче детей из детских домов, но это же всегда была очень штучная история», - объясняет Бунимович. Он уверен, что необходимо заниматься повышением квалификации судов и органов опеки: такие дела должны рассматривать специальные составы судей. «Нельзя забывать и про дальнейшее сопровождение детей в приемных семьях - как и в случае людей с судимостями, так и со всеми остальными», - подчеркивает омбудсмен.

После «закона Димы Яковлева», встряхнувшего общество, государство предприняло целый пакет мер для улучшения ситуации и смягчило требования для усыновления, но ничего не изменится, «пока наше общество не станет готово усыновлять сирот и не избавится от стереотипов», резюмирует Юдина.