Торможение роста зарплат поможет регионам выполнять инаугурационные указы Путина

Стагнация экономики и торможение роста зарплат помогут регионам выполнять инаугурационные указы Владимира Путина, ожидают Минфин и эксперты

С 2012 г. регионы ускоренными темпами наращивают социальные расходы, чтобы выполнить один из инаугурационных указов президента - повысить к 2018 г. зарплаты бюджетников до средней в регионе. Ради этого им приходится экономить на инвестициях. В январе - июне расходы регионов на оплату труда выросли на 13%, а инвестиционные сократились на 10%. Доля расходов на оплату труда в бюджетах регионов увеличилась за три года с 31 до 36% (см. инфографику), следует из данных Минфина за первые полугодия. К 2016 г. будет почти половина, оценивает S&P (на основе последнего макроэкономического прогноза Минэкономразвития). Но эти расходы могут уменьшиться в силу естественных причин, считают в Минфине.

Поможет торможение роста экономики и средней зарплаты, объясняет чиновник Минфина. В начале года Минфин оценивал расходы регионов на указы, исходя из роста номинальных зарплат в 2014 г. на 10,8%, но потом прогноз был ухудшен до 9,1% и министерство уточнило оценку. Уже в 2014 г. это позволит регионам существенно сэкономить, отмечает чиновник: расходы на указы по росту зарплат вырастут не на 189 млрд руб., а на 101 млрд. Для сравнения: это почти половина доходов, которые регионы могут получить в следующем году от введения налога с продаж (около 200 млрд руб.).

Намного меньше, чем планируется, будут регионы тратить и в следующие годы, рассчитывает Минфин (см. таблицу). Кроме того, они смогут существенно сэкономить на изменении методики расчета средней зарплаты (см. врез), но эти предложения надо еще отстоять в правительстве.

Аналитик S&P Карен Вартапетов согласен с Минфином. Рост средней зарплаты в регионах замедляется - повышаются заработки бюджетников, но стагнация зарплат в частном секторе нивелирует этот рост, объясняет он. Ситуация ухудшается, а значит, экономия на указах может быть даже большей, ждет чиновник Минфина. «Средняя зарплата сильно просела в кризис, уже в 2010 г. сильно отскочила, весь посткризисный период мы активно наращивали зарплаты (как в бюджетном, так и в частном секторе), а по итогам 2013 г. вышли на плато и, похоже, теперь уже не движемся с него», - констатирует Кирилл Михаленко из ЦМАКПа.

Возможно, корректировка расходов снизит давление и на федеральный бюджет, рассчитывает сотрудник Минфина: медленнее можно будет наращивать дотации на сбалансированность бюджетов ради повышения зарплат. К примеру, по бюджетному плану на 2014 г. федеральная помощь покрывает 34,5% расходов регионов на повышение зарплат, после корректировки прогноза будет 41,9%. Но все будет зависеть от доходов - при сильном провале сумма будет увеличена еще больше, оговаривается чиновник.

Эксперты считают оценки Минфина чересчур оптимистичными. Торможение зарплаты влияет не только на расходы, но и на доходы, снижая поступления НДФЛ, говорит Вартапетов: чистый эффект от снижения темпов роста зарплат оценить однозначно сложно. В первом полугодии темпы роста сборов НДФЛ упали до 7% с 11% годом ранее.

Не факт, что все регионы бросятся корректировать расходы на указы из-за изменения прогноза, замечает Владимир Назаров из Института Гайдара. Регионы должны поднять зарплаты бюджетников до средней зарплаты не по стране, а по региону, а ситуация в регионах разная, указывает губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. В Калужской области темпы роста зарплаты даже выше прогнозных, отмечает он.

Как показывает практика, пока многие регионы, несмотря на финансовые проблемы, наоборот, перевыполняют план по указам - хотят перестраховаться, рассказывает Назаров. По данным Минтруда, в прошлом году зарплаты бюджетников во многих регионах выросли на 20-30%, а иногда более чем на 50% выше плана. Минфин критиковал регионы: перевыполняют план в основном регионы с дефицитами - Карелия, Курганская, Ульяновская и Псковская области, это им не по средствам, отмечал чиновник Минфина. Если Минфин под каким-то предлогом не увеличит помощь регионам, им придется либо занимать, либо резать инвестпрограммы, резюмирует Вартапетов.