В Северной Корее появились бургеры, смартфоны и BMW

Стоят они безумно дорого, но развитие, пусть и ограниченное, частного сектора затронуло почти все сферы жизни в стране
Munsu Water Park/ Reuters

В кафе аквапарка Munsu Water Park в Пхеньяне гамбургеры продаются за 10 000 северокорейских вон ($75 по официальному курсу), что в три-пять раз выше среднемесячной зарплаты рядового рабочего. Этот аквапарк был открыт в 2013 г. и является одним из предметов гордости режима Северной Кореи. На одном из балконов парка отдыхает с друзьями и пьет пиво водитель грузовика. За вход он заплатил 20 000 вон ($150), но, как и многие развлекающиеся у бассейна семьи, не выглядит возмущенным столь чрезмерно высокой ценой (неизвестно, однако, все ли посетители платили полную цену).

Высокие цены в аквапарке Munsu показывают, как сильно развитие частного сектора в Северной Корее затронуло почти все сферы жизни в стране. И это только один из многих признаков перемен, которые Financial Times увидела во время пятидневного визита в Пхеньян.

Неформальные рынки получили распространение в стране после тяжелого голода в 1990-е гг. Примерно для двух третей населения страны они, а не государство, стали основным источником средств к существованию, отмечает Андрей Ланков, специалист по изучению Северной Кореи из университета Кунмин в Сеуле. Цены на таких рынках сильно превышают ожидания, основанные на официальных данных о зарплатах населения в размере нескольких тысяч вон в месяц. Так, стоимость билета в аквапарк Munsu может показаться целым состоянием, если исходить из официального курса 135 вон за доллар США. Но на черном рынке, где курс доллара достигает 8000 вон, эта цифра ничего не значит.

В Пхеньяне живет наиболее привилегированная часть населения Северной Кореи, численность которого достигает 25 млн человек. Визит FT проходил в сопровождении государственных лиц, поэтому не было возможности узнать о жизни в других крупных и небольших городах страны. Например, только в политических лагерях Северной Кореи содержатся десятки тысяч заключенных, комиссия ООН в этом году осудила власти Северной Кореи за массовое нарушение прав человека. Официально санкционированный маршрут состоял в основном из недавно построенных объектов. В последнее время в Пхеньяне резко выросла строительная активность, отчасти в связи с развитием деловых отношений с Китаем. В прошлом году официальный торговый оборот между двумя странами достиг $6,5 млрд. Благодаря этому в северокорейской столице значительно увеличилось число площадок по строительству жилой недвижимости.

Среди новых проектов есть детская больница, оснащенная современным оборудованием. Тем не менее магазин игрушек при больнице продолжает сохранять милитаристские традиции страны: в основном там продаются пластмассовые танки и автоматы.

На входе в открытый в октябре 2013 г. конноспортивный центр Mirim висит мемориальная доска с записями о двух визитах лидера Северной Кореи Ким Чен Ына и с его наставлениями. А над крытым загоном находятся два огромных экрана, показывающих выступление женской группы Moranbong. Это северокорейский ответ популярным в Южной Корее поп-группам. Участницы группы выглядят гламурно, но одеты в военную форму и поют песни о преданности нации.

В Пхеньяне теперь получили распространение смартфоны, несмотря на то, что розничные цены на них начинаются от $200. При этом местные бренды заменили китайские. Так, на соревнованиях по реслингу многие зрители снимали происходящее на смартфоны Arirang. Они имеют сенсорные экраны и работают на операционной системе Android от Google. Их выпуск в Северной Корее был начат в прошлом году. Правда, технические веб-сайты называют их копией китайских смартфонов, а у них самих нет доступа в интернет.

Другой любимый домашний бренд в Северной Корее - автомобили Pyeonghwa Motors. Только их можно увидеть на коммерческих рекламных щитах в Пхеньяне. Компания Pyeonghwa была основана как совместное предприятие с южнокорейской Церковью объединения (Unification Church) и собирает автомобили по лицензии китайских компаний. Движение в Пхеньяне по-прежнему очень свободное по сравнению с другими столицами, но за последние несколько лет число автомобилей на дорогах значительно выросло. Pyeonghwa - это самый популярный автомобильный бренд, но также часто встречаются японские автомобили, небольшие модели Volkswagen, подержанные седаны Mercedes и более новые BMW. Их можно увидеть возле наиболее дорогих ресторанов лапши в центре города.

На фоне таких изменений остается неизменным культ личности династии Ким. Изображения Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, деда и отца нынешнего северокорейского лидера, встречаются везде: в помещениях, вагонах метро, на фасадах домов и на значках на груди всех граждан страны. Фотографии самого Ким Чен Ына, который находится у власти третий год, таким образом не представлены. Однако каждый день его изображение находится на первой странице газеты Rodong Sinmun рядом с заметками о его деятельности. Также повсюду можно увидеть слоганы, восхваляющие его и прославляющие его предшественников. «Выполним программу задач, которую дорогой маршал Ким Чен Ын предложил во время своего новогоднего обращения», - можно прочитать на типичном красном плакате у дороги.

Ким Чен Ын, которому 31 год, пытается создать образ молодого и энергичного руководителя, а не сурового, как его болезненный отец. Поэтому он придает большое значение спорту. Он открыл дорогой горнолыжный курорт на севере страны, также Северную Корею дважды посещал американский баскетболист Деннис Родман. А на этих выходных несколько иностранных рестлеров посетили в Пхеньяне турнир, организованный бывшим японским борцом, а ныне политиком Антонио Иноки.

Другим направлением пропаганды в Северной Корее стали технологии. По выражению Ким Чен Ына, они являются «топливом для построения процветающей страны». В 2012 г. Северная Корея запустила ракету, которая вывела в космос ее первый спутник. В Пхеньяне этот запуск считается символом научной доблести и национальных амбиций. В Народном дворце учебы, огромной национальной библиотеке, большая часть посетителей читает не про политические учения, а про физику, компьютеры и научные дисциплины.

Но экономические проблемы в Северной Корее не исчезают, и для населения жизнь очень тяжела. Согласно данным Всемирной продовольственной программы (ВПП), в 2013 г. только у 16% домохозяйств был приемлемый уровень питания. Поэтому многие дети отстают в физическом развитии. Олицетворением такого положения дел может служить 15-летний школьник, посетивший вместе с классом родину первого северокорейского лидера Ким Ир Сена. Он приехал из провинции на границе с Китаем. По данным ВПП, треть детей там отстают в росте, что подтверждает и его вид. Кроме того, белые пятна на его лице говорят о нехватке витаминов. Но в его голосе чувствуются амбиции, полностью соответствующие линии партии: «Когда вырасту, я хочу быть ученым, чтобы прославить нашу страну с помощью технологий».

Перевел Алексей Невельский