Присутствие НАТО в Восточной Европе усилится, но России эти планы по-настоящему пока не угрожают

Саммит НАТО одобрил планы по усилению присутствия альянса в Восточной Европе. Безопасности России это пока не угрожает, успокаивают эксперты
AP

Главным итогом прошедшего в Уэльсе саммита НАТО стало подписание «Плана действий по оперативному реагированию». Его важнейшая составляющая - решение о создании специальной передовой группы эффективной готовности в составе сил быстрого реагирования альянса. По словам польского президента Бронислава Коморовского, речь идет о размещении 5000 человек в Польше, Румынии и странах Балтии в случае угрозы их безопасности, хотя Варшава призывала к созданию постоянных баз. «Мы не получили адекватного ответа угрозе безопасности от саммита: наша среда безопасности динамична, а решения саммита будут реализовываться в течение года», - сетует аналитик Бюро национальной безопасности Польши Бартош Чихоцкий. По его словам, Польша будет принимать самостоятельные меры для обеспечения своей безопасности и призывать союзников к более радикальным действиям.

Члены НАТО также поддержали инициативу Великобритании о создании экспедиционного соединения наземных, морских и военно-воздушных сил численностью до 10 000 человек: в его формировании будут участвовать страны Балтии, Дания, Нидерланды и Норвегия, пояснил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Таким образом будет при необходимости усиливаться присутствие вооруженных сил НАТО в восточной части альянса.

Накануне саммита президент США Барак Обама допустил, что в основополагающий акт Россия - НАТО могут быть внесены изменения, а страны Балтии и Польша и вовсе предлагали разорвать это соглашение. Но генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен сообщил, что альянс в своих отношениях с Москвой будет по-прежнему придерживаться принципов этого документа.

Саммит проходил в момент крайнего обострения украинского кризиса, поэтому риторика была жесткая, но в результате создан только корпус быстрого реагирования - а это скорее символическая мера, считает директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов. По его мнению, никакой угрозы российской безопасности это не несет. В то же время не было принято никаких поворотных политических решений - например, не был подписан договор с традиционно нейтральными Финляндией и Швецией, поэтому «реального наращивания военной мощи на российском рубеже не произошло», заключает эксперт.

Директор Евразийского центра коммуникаций Алексей Пилько также считает, что решений, несущих угрозу российской безопасности, саммит не принял, но «сама атмосфера и намерения НАТО разместить силы быстрого реагирования угрожают интересам России». «Важно отметить ближайшее событие - учения НАТО на западе Украины в конце сентября, фактически это ввод примерно тысячи военнослужащих на территорию Украины», - напоминает эксперт. Главная задача России в сложившейся ситуации - выходить на юридически обязывающие соглашения в сфере безопасности, ведь основополагающий акт - это соглашение о намерениях, а не международный договор и по итогам саммита остается неясным вопрос, будет ли альянс по-прежнему следовать его положениям, говорит Пилько.

Обсуждались на саммите и другие текущие проблемы: так, его участники договорились об оказании помощи Ираку в борьбе с боевиками «Исламского государства». Однако, по мнению директора Центра общественно-политических исследований Владимира Евсеева, больше внимания в Уэльсе уделялось все-таки борьбе с российской угрозой, потому что сейчас страны НАТО не готовы к включению в иракский кризис. Пока страны Европы и США «не понимают, что делать с этой террористической группировкой», полагает эксперт.