Россия может создать аналог разрабатываемой в США системы молниеносного удара

По словам замминистра обороны Юрия Борисова, Россия будет вынуждена реагировать на создание такой американской системы, если она станет реальной угрозой
Совещание о о финансовых показателях новой госпрограммы вооружений (ГПВ) на 2016-2025 гг./ РИА Новости

В ходе совещания о финансовых показателях новой госпрограммы вооружений (ГПВ) на 2016-2025 гг. президент Владимир Путин заявил, что принимает на себя руководство Военно-промышленной комиссией, которая, таким образом, перестала быть комиссией правительства. Его заместителем стал прежний председатель комиссии - вице-премьер Дмитрий Рогозин, а ответственным секретарем - замминистра обороны Юрий Борисов. Что касается новой ГПВ, то президент поручил до конца октября доработать показатели ее финансирования с учетом прогноза макроэкономического развития. Путин также отметил, что Россия не будет втягиваться в гонку вооружений, но заявил о необходимости реагировать на такие факторы, как разработка системы «глобального обезоруживающего удара».

После совещания перед журналистами выступили Рогозин и Борисов. Вице-премьер сообщил, что новая ГПВ будет «инвариантной», исходя из экономической ситуации, и тоже заявил о необходимости разработок систем, парирующих систему «глобального молниеносного удара», добавив, что в ГПВ до 2025 г. не планируется строительство авианосца. По словам Борисова, Россия будет вынуждена реагировать на создание такой американской системы, если она станет реальной угрозой.

ГПВ принимается раз в пять лет на 10-летний период, каждая новая программа одобряется с учетом выполнения предыдущей. Коррективы в ГПВ вносятся и по ходу ее выполнения. Действующая ГПВ до 2020 г., начавшая осуществляться в 2011 г., предусматривает финансирование в размере 20 трлн руб.

По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Андрея Фролова, с учетом инфляции разрабатываемая ГПВ до 2025 г. будет явно дешевле, чем действующая. Ранее Путин уже заявлял, что оборонно-промышленному комплексу (ОПК) после 2020 г. надо готовиться к новой конверсии, напоминает эксперт. На практике это может означать, что упор в период после 2020 г. будет сделан на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), в том числе направленные на противодействие таким перспективным военно-техническим вызовам, как создание систем противоракетной обороны и быстрого глобального удара в США, считает Фролов. При этом и в период с 2011 по 2020 г. будет потрачено меньше чем 20 трлн руб., но основные контракты, которые уже заключены до 2018 или даже 2020 г., будут выполнены, предполагает эксперт. По словам менеджера одного из предприятий ОПК, близкого к Военно-промышленной комиссии, многие новые системы не будут разработаны в предусмотренные программой сроки и их закупка неизбежно сдвинется «вправо».

Система быстрого глобального удара, разработки которой идут в США, предусматривает создание гиперзвукового носителя, прототипы которого уже испытываются. Он может нанести высокоточный неядерный удар с американской территории по целям на всей Земле в течение приблизительно часа после запуска. Создание этой системы требует развитых средств разведки и целеуказания, которые есть только у США, говорит бывший чиновник Минобороны, эта система опасна тем, что с ее помощью можно нанести неядерный удар, обезоруживающий стратегические ядерные силы. В России тоже есть задел по гиперзвуковым ракетам и его планируется развивать, кроме того, потребуются НИОКР в области повышения устойчивости стратегических ядерных сил и воздушно-космической обороны, поясняет он. Но новые американские стратегические системы вряд ли станут реальностью раньше середины следующего десятилетия, а значит, тратить слишком много денег на противодействие им сейчас не требуется, подчеркивает собеседник «Ведомостей».