Госдума приняла в первом чтении законопроект об ограничении иностранного участия в СМИ

По мнению автора законопроекта Деньгина, "глянец" даже более опасен, чем общественно-политические газеты
AFP

Госдума во вторник приняла в первом чтении законопроект, в котором предлагается запретить иностранным акционерам владеть долей более 20% в российских СМИ. "За" проголосовали 434 депутата (для принятия законопроекта необходимо 226 голосов). Всего один депутат проголосовал против, воздержавшихся не было.

Поправки были внесены 17 сентября и быстро одобрены профильным комитетом. Авторы - Деньгин, депутат от «Справедливой России» Владимир Парахин и коммунист Денис Вороненков, поддержал инициативу замруководителя фракции «Единая Россия» Сергей Железняк.

Согласно документу иностранное государство, международная организация, иностранное юрлицо, российское юрлицо с иностранным участием, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин России с гражданством другой страны не будут иметь права владеть более чем 20% уставного капитала СМИ. Также предполагается и запрет непрямого владения. СМИ должны привести форму собственности в соответствие с законом к 1 января 2017 г. В случае если СМИ не выполнит требований закона, его деятельность будет приостановлена.

Сейчас иностранное владение (не более 50%) СМИ ограничено для эфирных телеканалов и радиостанций, которые вещают на территории, где проживает половина и более населения России, а также газет и журналов тиражом в 1 млн экземпляров и более.

Как принимался законопроект

Законопроект на заседании в Госдуме представлял Деньгин. Он сообщил, что документ о СМИ вызвал волну негодования среди журналистов и к нему обратилось много журналистов, преимущественно из иностранных СМИ. «Иностранные СМИ очень переживают, что мы давим на цензуру, мы ограничиваем свободы, мы запрещаем вещать иностранным инвесторам», - сказал он. Но, по словам депутата, ограничение в 20% поможет защитить информационное поле России от влияния Запада и «пятой колонны».

СМИ Деньгин предложил оформить как компанию в российской юрисдикции по примеру иностранных банков.

Депутат также высказал свои опасения по поводу "глянца" в России. «Во время информационной холодной войны, которую развернула не Россия, а западные так называемые «партнеры», иностранные инвесторы скупают наши СМИ и диктуют нам правила», - говорит Деньгин. По словам автора законопроекта, особую опасность представляют глянцевые журналы, которые скупают инвесторы с Запада и публикуют заметки об автомобилях, о гламурных часах, а затем начинают в эти же глянцевые издания «аккуратно пропихивать статьи, которые работают на Запад и на «пятую колонну». «Иностранные СМИ мочат парламент и мочат депутатов», - уточнил Деньгин.

В России есть одна "таинственная" иностранная компания, которая начала активно скупать сельские издания и газеты в небольших городах, после чего стала диктовать свои условия, недоволен Деньгин. Название корпорации депутат не стал озвучивать. Деньгин мог иметь в виду ИД Hearst Shkulev Media, где половина акций принадлежит американскому холдингу Hearst. Этот издательский дом с 2012 г. развивает сеть городских сайтов и покупает для этого доли в медиакомпаниях в регионах.

Он считает, что в России неадекватно реагируют на ряд законопроектов и говорят о введении цензуры. В частности, похожая реакция была на законопроект, касающийся хранения информации на российских серверах, сказал Деньгин. Он привел в пример китайскую модель Firewall, где жители не возражают против ограничения свободы в интернете.

Против принятия законопроекта выступил депутат от "Справедливой России" Дмитрий Гудков. Он предупредил, что принятие данного законопроекта коснется практически всей индустрии СМИ и сделает ее неконкурентоспособной, в частности «Газпром-медиа», холдинга CTC Media и холдинга РБК. Иностранные инвестиции позволяли СМИ нанимать лучших управленцев и использовать западные технологии, сказал депутат. Деньгин возразил, что в России много газет российского происхождения, которые публикуют «острые» заметки.

Гудков также предупредил, что законопроект о СМИ уничтожает возможность иностранных инвестиций. Более того, хорошие экономические условия в России не вынуждали бы такой холдинг, как «Газпром-медиа», регистрироваться в офшорах.

Подобный иностранный опыт есть только в авторитарных странах, считает Гудков. «Вы ссылаетесь на иностранный опыт. Но он есть только в авторитарных странах, - сказал он. - Вы уничтожаете медиабизнес. Чего вы испугались? Газету «Ведомости»? Вы же сами читаете эту газету. В администрации президента, откуда спустили этот законопроект, читают эту газету для того, чтобы понимать, что происходит в экономике».

Депутат от КПРФ Владимир Федоткин предложил полностью запретить иностранные СМИ в России, ограничившись показом фильмов о жизни за рубежом. Деньгин же уверил, что цель законопроекта - продемонстрировать западным партнерам, что в России контролируется рынок СМИ.

Алексей Казаков из «Справедливой России» посчитал, что закон принимается в условиях сложной геополитической ситуации. «На Украине фанатики провели государственный переворот и установили марионеточное правительство. Все это происходило под предлогом подачи европейских ценностей и демократии», - сказал он.

Тамара Плетнева из КПРФ сообщила на заседании, что она не знала, что в России есть СМИ с иностранным капиталом, и не поверила тому, что вопросы о цензуре могли задавать и российские журналисты. «Я не верю в то, что наши журналисты могут звонить. Они все понимают», - сказала она на заседании. Она обвинила СМИ в предвзятости. «Почему СМИ хорошие, а экономика в России плохая? Почему СМИ хорошие, а люди пьют?» - спрашивала она. Депутат поддержала законопроект, сообщив, что иностранные инвесторы не должны влиять на идеологию, но они могут платить за рекламу.

Под конец обсуждения Деньгин сообщил, что закон не предполагает цензуры в СМИ, а «лишь ограничивает количество иностранного капитала».