Впервые с ельцинских времен врачи в Москве вышли на крупную акцию протеста

Впервые с ельцинских времен врачи в Москве вышли на крупную акцию протеста. Но говорить, что отраслевой протест превратится в социальный, рано, считают эксперты
Пока недовольство врачей носит лишь профессиональный, а не политический характер/ Д. Абрамов/ Ведомости

В Москве прошел митинг врачей, собравший 6600 человек. Большинство митингующих были врачи, их поддержали оппозиционеры - партии «Яблоко», «РПР-Парнас», Партия прогресса, «Левый фронт» и др. Московские врачи протестовали против закрытия больниц и сокращения рабочих мест, на митинге составили резолюцию, в которой говорится, что московская реформа лишает москвичей доступа к бесплатному здравоохранению, а причина - переход на одноканальное финансирование из средств фонда обязательного медицинского страхования (ОМС). Врачи потребовали наложить мораторий на реформу как минимум на год, остановить сокращения, не закрывать больницы и отправить в отставку заместителя мэра Москвы Леонида Печатникова и руководство департамента здравоохранения. Организаторы митинга планируют 29 ноября провести всероссийскую акцию против развала медицины.

Министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила, что учтет мнения московских врачей, и попросила их не политизировать ситуацию, а обсуждать ее в профессиональном сообществе.

Врач бывшей больницы № 11 (теперь филиал № 1 больницы № 24) Ольга Демичева говорит, что вместо повышения качества и доступности медицинской помощи создается перекос в сторону платных услуг, а помощь по ОМС становится все менее доступной. В качестве примера она приводит массовое увольнение стоматологов из государственных поликлиник.

Профессор Павел Воробьев знает, что многие врачи не пришли на митинг, поскольку были запуганы своим руководством. А реформа здравоохранения дошла до того, считает он, что одна инициатива противоречит другой: «Можно рационально распределить деньги - к примеру, прекратить закупать дикое количество оборудования, на котором работать некому».

Политолог Евгений Минченко напоминает, что врачи были одной из целевых групп майских указов, на основе которых ставили целью создать новый средний класс: «Врачи - это социально одобряемая профессия, их недовольство создает проблемы имиджу позиционирования власти, однако пока его можно купировать грамотной информационной политикой и коррекцией самой реформы».

Директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович говорит, что во многих регионах проходит разумная оптимизация системы здравоохранения: «В Липецкой области создали условия для реабилитации, стационары на дому и только после этого реорганизовали госпитальный фонд - люди уже сами не хотят лежать в больницах, когда у них есть возможность посещать стационар».

Экономист Евгений Гонтмахер напоминает: о том, что финансирование из средств фонда ОМС будет недостаточным, говорили еще в начале реформы. В ближайшие два года власти смогут сдерживать социальный протест, уверен он: «В крайнем случае какие-то финансовые ресурсы на смягчение ситуации пока есть, однако многое будет зависеть от того, как быстро деградирует наша экономика».

Заместитель директора «Левада-центра» Алексей Гражданкин также считает, что никаких предпосылок для массового социального протеста нет: «В Москве особая организация гражданского общества, а чем меньше город, тем сложнее организовать протесты».

Политолог Алексей Макаркин уверен, что многие врачи просто попытаются минимизировать риски и не станут поддерживать своих коллег. «Дальнейшие же действия будут зависеть не столько от сокращений в отрасли, сколько от ряда социальных вызовов - заморозки зарплат, увеличения цен, сокращений», - полагает он. Пока же это отраслевой протест, востребованный частью общества, участники которого не выдвигают конструктивных предложений, считает политолог. «Если протест будет разрастаться, обязательно встанут вопросы выхода за пределы нынешних требований. Какой-нибудь политик выйдет и скажет, что проблемы возникли из-за того, что власти вместо повышения расходов на здравоохранение создали милитаризированную экономику и присоединили Крым. А вот тут многие врачи не согласятся», - говорит Макаркин.