Андрей Тенишев, начальник управления ФАС: Нужно создать международную службу по борьбе с картелями

Борьба с картелями - один из приоритетов ФАС. Нам удалось создать стройную систему противодействия картелям, разработать законодательство, внедрить инструменты противодействия картелям и наработать практику. Удалось достичь результатов, сопоставимых со странами, в которых антимонопольное законодательство по противодействию картелям применяется десятилетиями, а иногда и столетиями.

С нами успешно работает МВД. А поскольку за все время лишь одно решение не было обжаловано в суде, то, несомненно, велика роль Высшего арбитражного, а ныне Верховного суда. Мы пытаемся подключить к нашей работе МИД.

Мы провели несколько расследований, по которым эффективно взаимодействовали с зарубежными антиконкурентными ведомствами: например, по картелю на вьетнамском рынке пангасиуса. В результате Министерство сельского хозяйства Вьетнама ликвидировало Управленческий комитет Вьетнама по экспорту пангасиуса в Россию. А мы возбудили дело в отношении этого комитета, поскольку он ограничивал поставку рыбы в Россию.

Достаточно эффективно мы взаимодействовали и с конкурентным ведомством Норвегии, рассматривая дело о картеле при поставках рыбы в Россию. Сейчас лосось в основном поступает с Фарерских островов, и мы пытаемся превентивно наладить взаимодействие с ними.

Масштабное расследование проводится рядом стран в отношении океанского картеля: речь идет о крупнейших контейнерных перевозчиках. Еврокомиссия занимается этим делом уже шестой год, а мы - около двух лет, но наработали такой же объем доказательств. Мы договорились о синхронизации действий. Подобное взаимодействие мы пытаемся наладить и с рядом азиатских стран: с Китаем, Индией, Вьетнамом.

Эта работа выявила ряд проблем. Во многих государствах различны и определение картеля, и ответственность. Несомненно, мы столкнемся с проблемой взаимного признания правовых актов. Если мы вынесли, допустим, решение о картеле на рынке океанских перевозок, то оно должно быть преюдициальным для всех стран. А если Еврокомиссия вынесет решение, то оно должно иметь преюдициальное значение и для России. Это позволит избежать двойного наказания за картели и решит проблему экспортных картелей: сейчас страна, запретившая их в одностороннем порядке, поставит себя в невыгодное положение на международных рынках.

Есть проблема совместных проверок с иностранными конкурентными ведомствами. Одну такую проверку мы провели, включили в состав комиссии сотрудника директората по конкуренции Еврокомиссии. Он с нами сходил на «рейд на рассвете». Это не совместное расследование, мы просто решили показать, как у нас проходит проверка. Но мы не смогли бы дать ему документы, чтобы он увез их на родину. Поэтому обмен информацией - один из главных вопросов.

Мы нашли при проверке одного химического завода замечательный документ: два казахских предприятия разделили рынок Казахстана. На нем были подписи директоров, синие печати и подпись директора нашей компании как гаранта исполнения этого соглашения. Это письменное доказательство картеля. Почему я должен быть ограничен в праве передать его казахским коллегам либо наднациональному органу? Таких ограничений не должно быть. Мы получили целый ряд документов, касающихся контейнерных перевозок, с официальных сайтов, агрегировали в виде таблиц и графиков. Это совершенно открытая информация, и я не хочу быть ограничен в праве передать ее.

Конечно, есть информация, которая не должна передаваться другому государству: все, что касается национальной безопасности, обороны. Есть блок информации - где-то посередине, - которая составляет коммерческую тайну и может обращаться с ограничениями.

Масса других проблем требует решения на международном уровне. Поэтому Россия предложила разработать международную конвенцию по борьбе с картелями. Можно было бы создать исполнительный орган, который обеспечит координацию и взаимодействие при проведении антимонопольных расследований. Своего рода международный Интерпол или можно назвать его Глобалантитрастом.

Это достаточно долгосрочная перспектива. Когда мы начинаем говорить об этом в разных аудиториях, в том числе на международных площадках, нам говорят: «Да поймите вы: вряд ли удастся создать. Столько различных юрисдикций, столько различных препятствий и т. д.». Ответ, на мой взгляд, простой: если этим не заниматься, то ни за что не получится. Если этим заниматься, тогда может получиться.