Рецессия в России продлится весь 2015 год

Прогнозы по российской экономике следуют за ценами на нефть: консенсус на 2015 г. - рецессия. Экономика входит в кризис
Сумерки российской экономики/ Marko Djurica/ Reuters

При цене нефти в $70 в 2015 г. российская экономика сократится на 0,6%, тогда как при $90 смогла бы удержаться чуть выше нуля (на 0,2%), пересмотрели прогноз аналитики Росбанка. Причиной рецессии станет падение потребительских расходов и более глубокий, чем предполагалось, спад инвестиций. При $81/барр. экономика сократится на 0,7%, рецессия продлится и в 2016 г. при $88, пересмотрел прогноз Владимир Тихомиров из ФГ БКС: помимо снижения цен на нефть, пересмотр обусловлен сохранением санкций до 2016 г. (а не середины 2015 г., как ожидалось) и непоследовательной экономической политикой России.

Россию ждет четыре-пять кварталов спада, он начнется в конце 2014 г. либо в начале 2015 г. и продлится весь следующий год, пришли к заключению опрошенные Reuters экономисты 14 банков. Спад ВВП в годовом сравнении (к тому же периоду предыдущего года) будет углубляться до середины 2015 г., но не превысит 1%, после чего скорость падения начнет замедляться. Месяц назад консенсус-прогноз Reuters предполагал, что сокращение экономики ограничится первой половиной 2015 г. По мнению опрошенных в конце ноября Bloomberg 35 экономистов, вероятность рецессии в течение года возросла до 75%, летом эта вероятность казалась 50%-ной. Из 46 банков, участвующих в консенсус-прогнозе Bloomberg, рецессию по итогам 2015 г. прогнозируют 21, еще в середине ноября таких было 13.

Главным фактором пересмотра прогнозов стало продолжающееся с середины года падение нефтяных цен - на 36% до $70,2/барр. 28 ноября (сорт Brent). Решение ОПЕК не снижать квоты на добычу может означать, что цены сохранятся на пониженном уровне как минимум полгода, до следующего заседания в июне. Вечером в пятницу фьючерсы Brent на январь 2015 г. стоили $71, на декабрь 2015 г. - $76. С начала года по 28 ноября средняя цена cоставила $101.

Вероятно, цена нефти будет на уровне $80, говорил министр экономического развития Алексей Улюкаев, чье ведомство на этой неделе должно представить обновленный прогноз на 2015-2017 гг. (в прежнем цена нефти на все три года - $100). Прогноз роста экономики в 2015 г. будет снижен (текущий - 1,2%), но рост, скорее всего, останется, сообщил министр. $80 - «цена отсечения», которая отделяет стагнацию России от спада, следует из опроса экономистов Bloomberg (см. врез).

С учетом решения ОПЕК цена в $80 - еще оптимистичный сценарий, заявил директор департамента Минфина Максим Орешкин. Отказ ОПЕК снизить квоты будет и дальше опускать цену, возможно до $60, не исключил в интервью «Интерфаксу» бывший замминистра экономического развития, зампред ВЭБа Андрей Клепач. Но, по его мнению, ОПЕК может все-таки снизить квоты, причем раньше июньского заседания, тогда среднегодовая цена барреля повысится до $85-95. Решение ОПЕК означает перебалансировку мирового нефтяного рынка и низкие цены на долгое время, считают нефтяные аналитики Societe Generale: цена барреля Brent может остаться на уровне $70/барр. в течение 2015-2016 гг.

ЦБ запоздало отреагировал на девальвацию и ускорение цен, действуя не упреждающе, как в марте или июле, а реагируя постфактум, считает Тихомиров: «Столь же неутешительной выглядит реакция правительства на приближающийся экономической кризис». Оно заняло консервативную позицию, не пытаясь действовать упреждающе - проводить реформы. Экономика остается заложницей внешних факторов и продолжает нести ущерб, заключает он.

Перспектива рецессии не связана с ценой нефти, согласен Владимир Осаковский из Bank of America Merrill Lynch. Его прогноз спада на 1,5% обусловлен сокращением инвестиций из-за высокой неопределенности и снижения прибылей компаний при ограниченных возможностях кредитования, а также спадом потребительского спроса из-за сокращения доходов населения. Доходы пострадают из-за инфляции: снижение цен будет давить на курс рубля, а его девальвация - поддерживать высокий рост цен, который по итогам 2015 г. останется выше 8%, не исключает Юлия Цепляева из Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка: «Экономического роста в 2015 г. я бы не предполагала». По прогнозу ЦМИ, спад в 2015 г. составит 1,3%, рецессия продлится три года.

Цена в $80 не означает спада, возражает Евгений Гавриленков из «Сбербанк CIB»: «Слабый рубль не ахти как, но поддерживает производство. Сектор услуг, оптовая торговля, расширявшиеся благодаря кредитованию, могут внести отрицательный вклад в ВВП, но даже если будет рецессия - ну и что, если товарное производство растет». Эффекта импортозамещения хватит ненадолго, не верит в рост производства Цепляева: нужны инвестиции.

По данным Bloomberg, рубль, обесценившийся за последние три месяца на 26%, - рекордсмен падения среди более чем 170 валют. Ослабление рубля частично компенсирует бюджету потери от дешевеющей нефти. Другую часть потерь бюджет может восполнить из резервного фонда, но, если цены на нефть останутся на низком уровне продолжительное время, это может сказаться на суверенных рейтингах России, не исключают в Росбанке. Никакая цена нефти сама по себе не может повлиять на рейтинг, объяснял старший директор суверенных рейтингов S&P Кристиан Эстерс. Но дешевая нефть может ослабить бюджетные резервы или привести к отходу от гибкой курсовой политики - и тогда это скажется на рейтинге, сообщил он. По мнению экономистов, опрошенных Bloomberg, критическим для стабильности финансовой системы России будет снижение цены нефти до $60. При такой цене понадобится серьезный секвестр, все резервы потратить за год очень опасно, говорит Евсей Гурвич из Экономической экспертной группы. Цену в $80 он считает реалистичной, часть потерь компенсируется слабым курсом рубля, но все равно придется сокращать расходы и использовать резервный фонд: «Сокращение неэффективных расходов может даже укрепить доверие инвесторов. Но радикальное снижение - на 10% и больше - на экономике может сказаться отрицательно». К марту Минфин пересчитает бюджет исходя из новых реалий, сообщал министр Антон Силуанов. Будут резать все несоциальные статьи, полагает Тихомиров: социалку уже ужали. Проекты со средствами ФНБ, призванные поддержать инвестиционный рост, могут быть заморожены, не исключает он: деньги понадобятся для антикризисных мер - докапитализации банков, помощи крупным компаниям. Перспективы экономики становятся все менее позитивны: прогнозы стагнации сменяются прогнозами пока еще двухлетней рецессии, внешние факторы и непоследовательная реакция властей усиливают фундаментальные недостатки экономики, заключает Тихомиров.