За экстремистами и террористами установят административный надзор

Андрей Махонин/ Ведомости

Правительство предложило установить административный надзор за лицами, имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений террористической и экстремистской направленности, а также за теми, кто покушался на жизнь сотрудников правоохранительных органов, госдеятелей или судей. Соответствующий законопроект внесен вчера в Госдуму.

Статистика показывает тенденцию увеличения количества преступлений террористической и экстремистской направленности (в 2009 г. их зарегистрировано 1127, в 2013 г. - 1557), говорится в пояснительной записке к законопроекту. Значительным остается и число посягательств на жизнь правоохранителей и судей (в 2009 г. - 630, в 2013 г. - 375). После выхода из тюрьмы экстремисты и террористы в 70% случаев продолжают участвовать в экстремистских акциях - этим и мотивируются поправки.

Административный надзор предполагает запрет на пребывание в определенных местах, на участие в массовых и иных мероприятиях, на выезд за пределы установленной судом территории, поднадзорный обязан являться в органы внутренних дел от одного до четырех раз в месяц. Сейчас административный надзор устанавливается судом лишь над педофилами, рецидивистами, совершившими тяжкие и особо тяжкие преступления, а также гражданами, которые совершили тяжкие или особо тяжкие преступления, а затем признавались злостными нарушителями порядка в тюрьме или совершили в течение года после освобождения более двух административных правонарушений.

Законопроект направлен против организаторов экстремистских сообществ, к примеру «Хизб ут-Тахрир», полагает директор центра «Сова» Александр Верховский: в 2013 г. соответствующая статья УК была переведена в разряд тяжких. Административный надзор как постпенитенциарный контроль в последние 20 лет был упущен, сейчас он поэтапно восстанавливается, рассказывает завкафедрой уголовного процесса юрфака МГУ Леонид Головко: «Правительство создает инфраструктуру под этот закон, чтобы норма не была чисто законодательной». По словам Головко, в дальнейшем можно ожидать попадания под надзор новых категорий - в идеале нужно охватить всех, кто совершал тяжкие и особо тяжкие преступления, но необходимо отслеживать, насколько снизится процент рецидивов.

Вряд ли за новыми нормами стоят серьезные криминологические исследования, которые выясняют, становится вышедший человек рецидивистом или нет, сомневается адвокат Юрий Костанов. А его коллега Дмитрий Аграновский подчеркивает, что сотрудникам МВД теперь прибавится работы - в советское время был принципиально другой уровень преступности и можно было контролировать всех. «Не вижу практического смысла в этой норме - у нас под экстремистские статьи может попасть любой человек», - говорит адвокат.