Авторов жалобы на нечестные выборы 2011 года в Санкт-Петербурге обвинили в подделке документов

Обращение в Европейский суд по правам человека с жалобой на нечестные выборы 2011 г. в Санкт-Петербурге едва не обернулось для ее авторов уголовным делом за подделку документов
Российские оппозиционеры знают, что главное на наших выборах - не как подсчитают, а что напишут в протоколе/ Д. Абрамов/ Ведомости

Главное управление МВД по Санкт-Петербургу отказалось возбуждать уголовное дело по факту предоставления в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) подложных копий протоколов участковых избирательных комиссий, поступивших в Страсбург вместе с жалобой 11 россиян на фальсификацию результатов голосования на выборах в Госдуму и Законодательное собрание Петербурга в 2011 г. Соответствующее постановление дознавателя, принятое по итогам проверки, которая была проведена по заявлению председателя Центризбиркома (ЦИК) России Владимира Чурова, опубликовано на сайте Центризбиркома. При этом действия «неустановленных лиц из числа заявителей» были квалифицированы как подделка документов (ч. 1 ст. 327 Уголовного кодекса, наказывается ограничением свободы либо лишением свободы на срок до двух лет). От уголовного преследования полиция отказалась за истечением срока давности.

Жалобу в ЕСПЧ на нечестные, по их мнению, выборы, прошедшие в Петербурге в декабре 2011 г., подали бывший кандидат в депутаты городского законодательного собрания от «Справедливой России», а ныне член центрального совета «Альянса зеленых и социал-демократов» Андрей Давыдов, члены участковых избиркомов от нескольких партий и наблюдатель. В основу жалобы легли расхождения между данными копий протоколов, которые наблюдатели получили непосредственно на участках, и официальными результатами выборов. Минувшей осенью российские власти сообщили ЕСПЧ, что переданные в суд копии протоколов не могут служить доказательством, так как недействительны - оформлены с нарушениями либо подделаны. А Чуров заявил, что обратился с запросом по поводу полученных от ЕСПЧ копий протоколов в МВД, и там обнаружили, что оттиски печатей на копиях протоколов как минимум с двух участков не совпадают с оригинальными.

В ЦИК подчеркивают, что в возбуждении уголовного дела отказано по нереабилитирующим обстоятельствам. «ГУ МВД по Санкт-Петербургу усматривает признаки состава преступления в действиях неустановленных лиц из числа заявителей, представивших в ЕСПЧ подложные документы», - говорится в комментариях пресс-службы ЦИКа.

Давыдов вспоминает, что его пытались пригласить на допрос. Он уведомил об этом ЕСПЧ, который в прошлом месяце задал по этому поводу дополнительные вопросы российскому правительству. ЕСПЧ интересуют «правовые основания и цели любых таких контактов». «Мы и не отрицаем, что наши протоколы отличаются от официальных, это и было предметом обращения в Евросуд», - говорит Давыдов. По его словам, сразу после выборов они обращались по этому поводу и в Следственный комитет, но там не отреагировали. А вот после обращения в ЕСПЧ заявители вдруг сами стали чуть ли не фигурантами уголовного дела, недоумевает он.

На самом деле копии протоколов почти никогда не оформляют по всем правилам, говорит руководитель юридической службы московского горкома КПРФ Мухамед Биджев. Пока не доказано, что это делают специально, остается сделать вывод: в избиркомах просто не знают принципов оформления копий протоколов. Как бы то ни было, это сильно усложняет оппозиции контроль за голосованием. По итогам выборов 2011 г. КПРФ проиграла 39 процессов об отмене результатов голосования из-за того, что копии протоколов были признаны недействительными. Анализ показал, что с нарушениями оформлены 80% из 3600 копий, полученных на участках. 1314 из них коммунисты отправили прокурору Москвы с требованием привлечь к ответственности нарушителей - за неправильное оформление протокола отвечают сотрудники избиркома. Заявление долго «футболили» по разным инстанциям и вернули через восемь месяцев со ссылкой на истекший срок давности, вспоминает Биджев. По итогам выборов мэра 2013 г. эпопея повторилась: около 67 заявлений о возбуждении производства были направлены участковым, в итоге принято четыре постановления о привлечении сотрудников комиссий к административной ответственности.