Американские ракеты останутся без российских двигателей

Двигатели РД-180 производятся НПО «Энергомаш» в подмосковных Химках/ Юрий Машков/ ИТАР-ТАСС

Законопроект о национальной обороне США на 2015 г. (акт, детализирующий оборонные расходы) содержит запрет на закупку новых российских ракетных двигателей РД-180 для ракет, используемых для запусков в интересах Пентагона, сообщило агентство Reuters (см. также стр. 17). Этот законопроект запрещает компании ULA, совместному предприятию двух ведущих аэрокосмических и оборонных корпораций США Lockheed Martin и Boeing, использовать для ракет-носителей Atlas 5 (производства Lockheed Martin) двигатели РД-180, закупленные после присоединения Крыма к России. По расчетам собеседников Reuters в конгрессе, этот акт приведет к тому, что ULA придется или найти двигатели для 14 запусков в интересах ВВС США ракетой Atlas 5, или запускать их ракетой Delta IV производства Boeing. Американский двигатель, близкий по характеристикам к РД-180, разрабатывает компания Blue Origin, созданная основателем Amazon.com Джеффом Безосом, считается, что двигатель будет готов к 2019 г. Весной 2014 г. другая новосозданная американская космическая корпорация, SpaceX Илона Маска, запретила через суд закупки РД-180 для ракет, используемых при запусках в интересах Пентагона, но правительство США добилось приостановки этого запрета.

Двигатели РД-180 производятся НПО «Энергомаш» в подмосковных Химках и с конца 1990-х гг. их было поставлено в США более 70 штук при предположительной стоимости одного двигателя в $15 млн. В российских ракетах этот двигатель не используется. По словам человека, близкого к Роскосмосу, действующие контракты, не подпадающие под ограничения США, предусматривают поставку еще около двух десятков таких двигателей.

По большому счету запрет на использование двигателей РД-180, который фактически будет реализован через несколько лет, не нанесет существенного ущерба ни Lockheed Martin, ни российской стороне, считает член-корреспондент Академии космонавтики Андрей Ионин. Американская корпорация скорее всего вообще уйдет к тому времени с рынка космических запусков, после того как Пентагон и НАСА перейдут на использование в 2-3 раза более дешевых ракет, чем Atlas 5 или Delta IV, которые предложат SpaceX и другие новые космические корпорации (поэтому именно SpaceX ведет борьбу с закупками РД-180, надеясь пораньше перехватить контракты Пентагона). Этот бизнес не носит критического характера для Lockheed Martin, а Пентагон найдет способ компенсировать ей потери в других секторах, говорит эксперт. Что же касается химкинского «Энергомаша», то в советское время это была организация по разработке и опытному, а не серийному производству двигателей. В рамках реструктуризации Объединенной ракетно-космической корпорации «Энергомаш» целесообразно загрузить разработкой новых двигателей, а серийное производство перенести на другие предприятия, где издержки меньше, полагает Ионин. В то же время предприятие можно загрузить и производством двигателей РД-191 для новой ракеты «Ангара», говорит он.