Россияне не боятся ни диктатуры, ни национальных погромов, отмечает «Левада-центр»

Россияне не боятся ни диктатуры, ни национальных погромов, выяснил «Левада-центр». Но это не значит, что их в России не будет, возражают эксперты
Евгений Разумный/ Ведомости

Согласно последнему опросу «Левада-центра», число россиян, ожидающих усиления репрессий в отношении инакомыслящих, снизилось с 34% в октябре 2012 г. до 25% в ноябре 2014 г. Установление в стране диктатуры считают возможным всего 18% респондентов (против 31% два года назад).

В России появились новые проблемы, поясняет замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин: «По сравнению с ситуацией на востоке Украины и проблемами, которые наметились на потребительском рынке, все другие не кажутся уже столь существенными». Сыграл свою роль и «патриотический порыв» в ответ на введение западных санкций, хотя Москва по-прежнему настроена более оппозиционно и в меньшей степени демонстрирует солидарность народа с властью, уточняет Гражданкин. При этом многие москвичи сменили оппозиционные настроения на патриотические, демонстрируя эффект сплочения вокруг власти перед лицом внешнего противника, добавляет эксперт: «От власти ждут меньше зла, чем от Запада».

Тем же эффектом сплочения Гражданкин объясняет и резкое снижение числа респондентов, ожидающих погромов и столкновений на национальной почве (см. график). Правда, в этом вопросе мнения москвичей и жителей провинции расходятся: в Москве погромов опасаются 40%, в регионах - лишь 20%. «В Москве люди чаще сталкиваются с межнациональными конфликтами, поскольку в регионах нет такого количества мигрантов с Кавказа и из азиатских стран», - считает политический психолог Елена Шестопал. А в связи с кризисом к этому мог добавиться экономический фактор - конкуренция за рабочие места, которая в столице традиционно выше, чем в регионах. При этом эксперт призывает не переоценивать итоги опросов на национальную тему: «Опрос - это уже рациональное мнение, а в национальных отношениях большую роль играет эмоциональный фактор, в любой момент может полыхнуть, и предсказать это с помощью опросов невозможно».

Председатель комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев считает, что снижение межнациональной напряженности - результат появления четкой стратегии в национальной политике: «В каждом регионе есть департаменты, отвечающие за национальную политику, создаются центры мониторинга, которые будут оценивать возможность применения превентивных мер по недопущению конфликтов на национальной почве». А погромы, вроде прошлогоднего в Бирюлеве, депутат считает «хулиганскими» и не связанными с национальной нетерпимостью.

В ближайшем будущем возможны и репрессии, и диктатура, и погромы, возражает председатель комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям Николай Сванидзе. По его мнению, в нынешней экономической ситуации власти понадобится «на кого-то перевести стрелку» и ее уже фактически перевели на США, но Америка за океаном, а «свои инакомыслящие - под боком, и они даже не смогут особо сопротивляться». Диктатуры в виде жесткой руки может потребовать сам народ, и «чем больше неразберихи и падения уровня жизни, тем выше возможность появления востребованной снизу диктатуры», говорит эксперт. Ну а если встанет вопрос о выживании власти, может быть разыграна и карта вражды на национальной почве, полагает Сванидзе.