Правительство вспомнило про высокоскоростные магистрали

РЖД до 2018 г. может получить 21 млрд руб. на проектирование высокоскоростной магистрали Москва - Казань, 6 млрд руб. из них - уже в следующем году

Вчера премьер Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами сообщил о выделении 6 млрд руб. из бюджета на проведение проектно-изыскательских работ для строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Казань, следует из материалов сайта правительства. Как выяснили «Ведомости», до 2018 г. на проектирование ВСМ может быть выделено еще 15 млрд руб. Медведев по итогам совещания, которое состоялось на прошлой неделе, поручил Минтрансу найти эти деньги, рассказал источник, близкий к Минтрансу, и подтвердил представитель РЖД. В утвержденном проекте бюджета на 2015-2017 гг. денег на ВСМ Москва - Казань нет.

ВСМ Москва - Казань пройдет по семи российским регионам - через Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары. Протяженность магистрали - 770 км. Время в пути составит 3,5 часа, максимальная скорость - до 400 км/ч. Планировалось завершить строительство ВСМ к чемпионату мира по футболу 2018 г.

Вопрос о финансировании ВСМ Москва - Казань оставался открытым с осени прошлого года, когда чиновники решили перенаправить 150 млрд руб. из фонда национального благосостояния (ФНБ) с ВСМ на другие инфраструктурные проекты. Президент РЖД Владимир Якунин в конце прошлого года попросил у премьера оставить в бюджете строку для финансирования проекта. В этом году неопределенность с финансированием высокоскоростной магистрали сохранилась. «Реализуем, когда будет много денег», - говорил Медведев, отвечая на вопрос, когда в России появится высокоскоростное движение (цитата по «Интерфаксу»).

Стоимость проектирования и строительства ВСМ от Москвы до Казани (с учетом закупки подвижного состава) - 1,06 трлн руб. Из бюджета, по расчетам РЖД, понадобится 381 млрд руб., из ФНБ - 150 млрд руб., из Пенсионного фонда (на покупку облигаций компании) - 139 млрд руб. Сама РЖД готова предоставить 31 млрд руб., еще 43 млрд руб. - средства концессионеров. Летом РЖД предлагала Минэкономразвития увеличить финансирование из ФНБ до 300 млрд руб., за счет этого сократить инвестиции из бюджета.

«Большой интерес к проекту проявляют и зарубежные инвесторы, включая наших китайских партнеров, - я разговаривал с руководством правительства на эту тему», - заявил вчера Медведев (его слова приводит сайт правительства). По его словам, ВСМ до Казани «должна войти в высокоскоростной транспортный коридор, который мы планируем создать, из Москвы до Астаны и Пекина». О возможном строительстве ВСМ Москва - Пекин в октябре этого года РЖД и Министерство транспорта России договорились с Государственным комитетом КНР по развитию и реформе и корпорацией «Китайские железные дороги».

В сентябре первый вице-президент РЖД Александр Мишарин говорил агентству ТАСС, что китайские инвесторы готовы вложить 400 млрд руб. в строительство высокоскоростной магистрали Москва - Казань. Видимо, РЖД очень рассчитывает на китайские инвестиции в строительство дороги, раз монополия получила деньги на ее проектирование, полагает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Правда, представитель монополии говорит, что переговоры об инвестициях в проект ведутся не только с «Китайскими железными дорогами» и Банком развития Китая, но и с консорциумом Siemens и Deutsche Bahn. Если деньги на проектирование в итоге найдутся и вложатся частные инвесторы, то стройка может начаться в 2018 г., сказал Бурмистров. Прежде планировалось, что на строительство уйдет четыре года.