Госдума в 2014 году единодушно принимала новые запретительные законы

На фоне полного единения фракций перед неприятелем лоббизм в Госдуме получил неожиданное развитие
Денис Абрамов/ Ведомости

Если весенняя сессия Думы прошла под знаком Крыма, то в осеннюю депутатам пришлось дорабатывать интеграцию новых регионов: крымчане не сразу поняли, как работать с парламентом, и поначалу выступали с не одобренными заранее наверху инициативами. Много внимания уделялось интернету и СМИ - были приняты акты о переносе серверов с личными данными на территорию России и ограничении иностранного участия в СМИ, расширено действие антипиратского закона и запрещена реклама на платных телеканалах. Многие запреты объяснялись внешнеполитической угрозой. Граждане тоже получили новые обязанности: о наличии второго гражданства надо сообщать в ФМС, штрафы за нарушения на митингах выросли многократно. Еще весной Госдума единогласно приняла закон об уголовной ответственности за «публичную реабилитацию нацизма», а осенью одобрила штрафы за символику организаций, сотрудничавших с фашистами. Минюст получил право добавлять в реестр иноагентов без решения суда, а сбор средств для партий через интернет фактически запрещен. В конце года так же единодушно одобрялись антикризисные законы.

Авторами громких законов стали не только единороссы. Русификация хранения данных и ограничение иностранного медиабизнеса предложены Вадимом Деньгиным из ЛДПР, уведомление о втором гражданстве - его однопартийцем Андреем Луговым. Вернул рекламу пива и запретил всю рекламу на платных телеканалах бывший эсер Игорь Зотов. В то же время немало инициатив было реализовано вопреки мнению оппозиции. Так, эсеры в этом году выступали против бюджета, налогового маневра, муниципальных сборов для предпринимателей и снятия запрета рекламы пива во время спортивных мероприятий. ЛДПР была недовольна возвращением рекламы алкоголя и поправками в закон о гражданстве. Оппозиция осталась недовольна замороженным, но нашумевшим «законом Ротенбергов» о компенсациях пострадавшим от зарубежных судов. Все фракции просили единороссов перенести единый день голосования.

Основная тенденция завершившегося парламентского года - рост числа депутатов, чьи законопроекты становятся законами, говорит политолог Екатерина Шульман. Раньше было понятно: если проект внесен правительством или статусными депутатами, он будет принят быстро. Но в 2014 г. правительственные проекты порой задерживались или переписывались, а инициативы депутатов, не состоящих в «Единой России» и не занимающих значимых постов, становились законами за считанные дни. Связано это с особенностями законотворческого механизма, поясняет Шульман: чтобы внести проект от имени правительства, нужно пройти правительственную комиссию по законопроектной деятельности, на которой договориться очень сложно и ведомства могут блокировать решения друг друга. В результате число принятых законов, внесенных депутатами, по итогам весенней сессии почти сравнялось с принятыми правительственными законопроектами, хотя в осеннюю сессию Белый дом несколько вырвался вперед. Это связано с тем, что многие лоббистские группы, вытесненные из узкого круга лиц, принимающих решения в исполнительной власти, идут со своей повесткой в Думу. В каком-то смысле эта ситуация пародирует настоящий парламент, говорит Шульман, разница лишь в том, что депутаты отстаивают интересы не общественных, а властных групп. При этом накал дискуссий в Думе тоже вырос, и даже старое правило - что инициативы Белого дома должны приниматься в изначальном виде - больше не действует. Это можно счесть признаком нарастания управленческого хаоса: слабая управляемость и низкое качество принимаемых решений вообще характерны для политических режимов российского типа, с тяжеловесной бюрократией, непрозрачными правилами и отсутствием внешнего общественного и медийного контроля, резюмирует Шульман.