Украинские силовики плохо расследуют стрельбу на майдане год назад

Эксперты Совета Европы не увидели следов «третьей силы», спровоцировавшей бойню
Международная консультационная группа Совета Европы проанализировала украинское расследование насильственных действий во время волнений на майдане Незалежности в Киеве/ Sergei Chuzavkov/ AP

Международная консультационная группа Совета Европы проанализировала украинское расследование насильственных действий во время волнений на майдане Незалежности в Киеве с 30 ноября 2013 г. по 21 февраля 2014 г. и пришла к выводу, что оно не отвечает всем требованиям Европейской конвенции о правах человека. В отчете группы говорится, что серьезные недостатки следствия подорвали способность украинской власти установить истинные обстоятельства преступлений, совершенных во время майдана, и выявить виновных. Большая часть погибших протестующих во время событий на Институтской улице 20 февраля были застрелены со стороны баррикад бойцами «Беркута», утверждается в отчете со ссылкой на данные баллистической экспертизы. При этом не менее трех человек погибли от выстрелов из гостиницы «Украина» либо консерватории, отмечается со ссылкой на представленные Генпрокуратурой сведения. 20 февраля президент Украины Петр Порошенко заявил, что, по данным СБУ, организацией снайперских групп на майдане руководил помощник президента России Владислав Сурков. Спустя несколько дней Владимир Путин назвал это заявление «полной ерундой». Признаков действий «третьей силы», стрелявшей и по протестующим, и по милиции, группа не обнаружила. В докладе констатируется, что с 18 по 20 февраля 2014 г. на майдане от огнестрельных ранений погибли 13 правоохранителей и 207 были ранены. Следствие продолжается до сих пор, но конкретных подозреваемых нет.

Одна из главных претензий заключается в том, что на протяжении самих столкновений не было предпринято попытки начать расследование, что изначально создало существенные проблемы. Среди претензий к самому расследованию – нехватка независимости. Следствие также было неэффективным из-за «неадекватно» низкого количества ресурсов, задействованных Генпрокуратурой на протяжении 2014 г., и чехарды в руководстве ведомства. Распределение следственной работы между ведомствами – Генпрокуратурой, прокуратурой Киева и МВД – было неэффективным. «Отсутствие духа сотрудничества» между Генпрокуратурой, МВД и СБУ тоже негативно повлияло на ход расследования.

В качестве иллюстрации отсутствия конструктивного сотрудничества между органами следствия и правопорядка приведен пример расследования возможного участия бойцов спецподразделения «Беркут», которому создавались препятствия со стороны МВД. Это «серьезно затрудняло продвижение в этом ключевом расследовании», говорится в докладе. Группа выразила «серьезные опасения», что Генпрокуратура не расширила круг подозреваемых сотрудников «Беркута» в момент, когда Генпрокуратуру возглавлял Виталий Ярема. В МВД Украины назвали безосновательным заявление группы Совета Европы о системном препятствовании расследованию, а информацию о недостаточном сотрудничестве с Генпрокуратурой – недостоверной и основанной на устаревших данных, сообщает агентство «Интерфакс-Украина» со ссылкой на заявление ведомства.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)