«Иностранного агента» дважды обложили налогом

Это узаконено судебным решением в отношении организации «Голос-Поволжье», следившей за выборами
Налоговая служба может интерпретировать договор пожертвования по собственному усмотрению, считает сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц
Налоговая служба может интерпретировать договор пожертвования по собственному усмотрению, считает сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц / S.Eells / Bloomberg

Двойное взимание налогов с получающих иностранные деньги НКО фактически признано законным. 11-й арбитражный апелляционный суд оставил в силе решения налоговиков и суда первой инстанции, требовавших уплатить 2,26 млн руб. с пожертвований в адрес НКО «Голос-Поволжье», признанной иностранным агентом. В мае 2014 г. межрайонная инспекция ФНС № 18 по Самарской области по итогам проверки вынесла решение о неуплате этим фондом налогов с пожертвований, НКО оспорила выводы налоговиков в суде.

Против директора фонда Людмилы Кузьминой было возбуждено уголовное дело о неуплате налогов, в марте было арестовано ее имущество – 12-летняя машина и квартира в 37 кв. м. Срок давности по делу истек 28 марта 2015 г., о чем было подано соответствующее заявление, но в закрытии дела против Кузьминой было отказано. Налоговая проверка началась в апреле 2013 г. и продлилась более года, в том числе допрашивались наблюдатели в 15 регионах, где на выборах 2011–2012 гг. работал «Голос-Поволжье», рассказывает Кузьмина: «Мы работали с пожертвованиями, по закону они не облагаются налогом. У нас была общественно полезная цель – мы выполняли программу «Прозрачные выборы». Но ФНС признала пожертвования от фонда «Голос» (11,9 млн руб. за 2010–2012 гг.) доходом и заявила, что программа «Прозрачные выборы» выполнялась в интересах США.

В свое время «Голос» заплатил налоги с пожертвований от Агентства США по международному развитию (USAID), деятельность которого МИД России оценивал как направленную на оказание политического влияния, напоминает сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц: «Таким образом, мы понесли ответственность за третьих лиц». После уплаты налога деньги перестали быть пожертвованием, объясняет Мельконьянц, но «Голос», в свою очередь, уже со своей прибыли пожертвовал деньги «Голосу-Поволжье». «Но налоговики посчитали, что это все равно деньги от USAID, и теперь снова требуют заплатить и с них налоги», – говорит Мельконьянц. По его мнению, под угрозой находятся все НКО, получавшие иностранное финансирование, поскольку налоговая служба может интерпретировать договор пожертвования по собственному усмотрению.

«Решение суда вступило в силу, узаконив двойное налогообложение иностранных поступлений НКО», – считает председатель «Агоры» Павел Чиков: таким образом, ФНС и арбитражная система создают для НКО крайне неблагоприятный налоговый режим. Абсурдно требовать налоги с пожертвований, считает член СПЧ Елена Тополева-Солдунова: «USAID не заказывал никому услуги, по сути, их пожертвования – это гранты, поэтому неправильно расценивать их как услугу и требовать выплаты налога на прибыль».